Михаил Смирнов, заместитель директора УК МУП «Центральный», начальник юридического отдела

Чем больше жилищно-коммунальное хозяйство, тем сложнее за ним ухаживать. Во Владивостоке, помимо коммерческих, которым подавай большие и «доходные» дома-крейсера, работает и муниципальная управляющая компания. Муниципалы не выбирают себе фронт работ. Они подхватывают и дома из старого фонда, и небольшие хронически убыточные двух- и трехэтажки. Но при этом УК МУП «Центральный» работает ответственно и качественно. Она пользуется большим доверием у жителей обслуживаемых ею домов.

Мы поговорили с Михаилом Смирновым, заместителем директора, начальником юридического отдела УК МУП «Центральный», о том, кто помогает собственникам следить за общим недвижимым имуществом во Владивостоке и как решаются проблемы в этой компании.

Путь от горного инженера до юриста

Для начала расспросили Михаила Смирнова о его профессиональном пути. Сперва он получил образование инженера, но позже, когда понял, что больше склонен к гуманитарным наукам, решил освоить второе образование – юридическое.

«Я стал юристом, потому что всегда интересовался гуманитарными науками. Хотя инженерное образование дало мне основу – логическое мышление, знание точных наук, что помогает в юридической практике», – говорит Михаил.

Первые шаги в юридической профессии Михаил делал в государственных структурах, в органах принудительного исполнения. Теперь же, в МУП «Центральный», его практика значительно расширилась и включает договорную и претензионную работу, а также административную практику.

«Мои задачи – составление договоров, контрактов, контроль за исполнением гарантийных обязательств. Инженерное образование помогает мне лучше понимать технические аспекты работы управляющей компании и правильно оценивать ситуацию», – объясняет Михаил.

Должники портят жизнь прежде всего сами себе

Одной из главных проблем в работе управляющей компании Михаил называет отсутствие платежной дисциплины со стороны жильцов. Он отмечает, что многие жители домов знают о своих правах, но забывают об обязанностях.

«Часто люди предъявляют претензии управляющей компании, не задумываясь о том, что сами не платят за коммунальные услуги. Наша работа заключается в том, чтобы объяснить, что управляющая компания испытывает объективные сложности с выполнением работ при отсутствии у многоквартирного дома денежных средств, к примеру, по статьям “содержание” и “текущий ремонт”», – рассказывает Михаил.

Также он упоминает о сложностях, возникающих при переходе домов от других управляющих организаций или ТСЖ: «Предыдущие компании часто не передают необходимую документацию, что затрудняет работу с домом. Однако мы в таких ситуациях идём дипломатическим путём, хотя иногда приходится обращаться и к органам исполнительной власти».

В МУПе лучший коллектив

Мы не обошли стороной вопрос о взаимоотношениях в коллективе управляющей компании, ведь больше всего времени мы проводим именно на работе в коллективе. Михаил Александрович очень доволен своими коллегами в УК МУП «Центральный»:

«Здесь замечательные люди, всегда готовы помочь друг другу. Это создаёт комфортную рабочую атмосферу».

Внутренняя атмосфера отражается и на отношениях с гражданами, которые обращаются  со своими проблемами в управляющую компанию.

«Часто к нам приходят пожилые люди просто поговорить или решить мелкие бытовые вопросы. Мы всегда стараемся им помочь и объяснить всё на доступном языке. Был случай, который мне запомнился: пришла женщина с претензиями. Мы посмотрели состояние счетов дома, поступление средств и увидели, что за все два года, в течение которых дом находится на нашем обслуживании, она ни разу не платила по счетам. Но и мы не кредитная организация. Если жильцы дома не платят за “содержание”, то откуда взять средства на оплату труда дворника? Конечно, мы не можем бросить дом и оказываем услугу. Мы не можем её не оказывать. Но и со стороны собственников жилья хотелось бы видеть понимание. К сожалению, большинство отстраняются даже от принятия решений по своим домам, не приходят на собрания жильцов, а ходить на них надо», – говорит замдиректора УК.

Михаил Александрович приводит пример из физики 7-го класса. Он отмечает, что на процесс содержания дома влияет закон сообщающихся сосудов. Когда по статьям содержания и текущего ремонта дома аккумулируются средства, то дворник получает зарплату и трудится. Когда же поступления прекращаются, то работник ждет оплаты и думает: «Ну что же, ну где же, ну когда же?». Тем не менее он выполняет свою работу, его спрашивают за неё.

Хотя бывают редкие случаи, когда жильцы приходят поблагодарить сотрудников. Чаще это пожилые люди. Был даже недавно случай, когда бабушка попросила сантехника снять с дерева кошку. Он снял. В другой раз помогли разобраться со счетами и тарифами, объяснили, какая статья расходов за какие услуги. Постепенно настраиваются рабочие отношения.

Существует ли идеальный дом?

По мнению Михаила, идеальный дом для управляющей компании – это место, где жильцы осознают свою ответственность за имущество и своевременно оплачивают счета.

«Это в первую очередь люди, которые понимают, что это их имущество. Покупая квартиру, вы приобретаете не только стены, но и часть подъезда, водопровода и так далее. Идеальный дом – место, где люди это понимают и несут ответственность за своё имущество. Мы же, в свою очередь, будем работать как инструмент, который помогает гражданам создать безопасную и комфортную жизнь», – говорит Михаил.

Пока что таких домов в практике не встречалось. В муниципальную управляющую компанию направляют проблемные дома, где жители ещё не определились с формой управления или не выбрали хозяйствующий субъект. Администрация города не бросает такие дома.

Повезло жить у моря

Корреспондент «В» поинтересовался, как Михаил Александрович проводит свободное время. Оказалось, что он ходит в спортзал вместе с коллегой и строит модели кораблей. Это увлечение родом из детства. Летом в выходные дни он отправляется на пляж.

«У нас морской город, и надо этим пользоваться», – говорит Михаил Смирнов.

Сейчас часть времени он уделяет своему домашнему любимцу – собаке. Её он нашёл на одной из раздач животных, которые проводятся при поддержке администрации Владивостока.

«У нас была немецкая овчарка, но нам с супругой показалось хорошей идеей сходить на площадку, где пристраиваются животные, и взять в добрые руки щенка, который нам приглянется. Так мы и сделали. Замечательный щенок, который напоминает басенджи. Он очень милый и активный. Я не осуждаю людей, которые берут породистых животных и ходят на выставки. На самом деле, мне больше греет душу то, что я просто взял собачку, судьба которой была неизвестна. Теперь у него всё хорошо, и нам это нравится», – рассказывает Михаил.

Акулина СЕМЕНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА