Марк Мисун, заместитель директора МУПВ «Центральный», рассказал корреспонденту «В» о своём пути в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Он поделился опытом работы в этой области, обозначил трудности, с которыми сталкивается, и важность взаимодействия с жителями.
COVID-19 перевел профессиональные стрелки
Марк Мисун рассказал о том, что после завершения образования по направлению «Внешнеэкономическая деятельность» он начал карьеру в рекламной индустрии. Здесь он занимался креативными проектами и взаимодействием с клиентами. Однако пандемия COVID-19 привела к отмене многих рекламных мероприятий. Поэтому Марк решил поменять сферу деятельности.
«Потребность в общении и реализации осталась, и я решил попробовать себя в работе с населением», – вспоминает он.
«Где всё-таки интереснее работать – в рекламе или в ЖКХ?» – спросили мы у Марка.
«Ну конечно, в ЖКХ интереснее», – ответил он. До того, как прийти работать в ЖКХ, Марк всегда думал, что «вот написали какие-то граффити, они пришли, квадратом замазали, ещё и таким – не в тон, не в цвет». Но теперь, работая в ЖКХ, он понимает, почему так делают. Нельзя каждый раз заказывать колеровку краски, а нужно приглашать маляра, который всё сделает так, как положено. К сожалению, нет возможности часто пользоваться услугами такого специалиста. А когда у вас еженедельно на том или ином доме рисуют некоторые товарищи, которые, кроме как непристойными изображениями, свою мысль донести не могут, и когда это регулярно, каждый день – ну поверьте, никакой силы не хватит. Когда надо здесь, сейчас, прям срочно, то приходится применять такие меры.
Основная проблема в работе с жильцами аварийных домов – это недопонимание. Большинство жителей старых домов считают, что им «всё должны», это иногда приводит и к конфликтам. Однако, несмотря на сложности, компания старается находить общий язык с жильцами, развивая с ними сотрудничество и реализуя программы по благоустройству.
– Одна из миссий компании – объяснять людям, что когда у них тариф на доме составляет 9 рублей с квадратного метра, а их домик максимум 300-400 квадратных метров, то в среднем собираем с дома 3000 рублей. И даже в рамках этих трех тысяч люди позволяют себе не делать платежи. Так о каком нормальном качественном обслуживании может идти речь? Ну, понятно, минимальный перечень мы соблюдаем и обязаны соблюдать. Но чего-то свыше в рамках данных финансовых стеснений не можем. Есть определённый процент людей, кто данную информацию воспринимает, принимает, проводит собрания, повышает тариф самостоятельно и как-то более-менее начинает на что-то двигаться, – говорит Марк Мисун.
Почему «коммерсанты» отказываются от старого жилфонда
МУП «Центральный» берёт на себя ответственность за дома, от которых отказываются другие управляющие компании. «Это наша миссия», – объясняет Марк.
Основная причина отказа от старого жилфонда – низкая коммерческая привлекательность таких объектов. Рынок коммерческих услуг в сфере ЖКХ ограничен, и на нём работает около 200 компаний. В городе всего 3500 многоквартирных домов, поэтому конкуренция высока.
Кроме того, некоторые компании практикуют недобросовестную конкуренцию, переманивая жильцов обещаниями лучшего обслуживания. Однако таких случаев немного.
Тарифы выбирают собственники
Тарифы на содержание жилья различаются в разных городах. Например, во Владивостоке самый высокий тариф составляет 27,64 рубля за квадратный метр для 12-этажного дома с лифтами и прочей инфраструктурой. В Хабаровске минимальный тариф – 34 рубля, а в Москве средний тариф – 120–130 рублей за квадратный метр.
Эти различия отражают не только экономическую ситуацию в регионах, но и подходы к управлению жилыми фондами. «Основная проблема в том, что многие жильцы считают, что им все обязаны, и не готовы к повышению тарифов, что делает качественное обслуживание практически невозможным», – подчёркивает Марк.
Кадровый голод и проблемы ответственности
Одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается управляющая компания, является кадровый дефицит. «Люди боятся брать на себя ответственность за выполнение работ», – говорит Марк Мисун. Особенно сложно найти специалистов в удалённых районах, таких как остров Попова и село Береговое. Несмотря на все усилия, проблемы с подбором кадров остаются актуальными.
Что касается техники, которую муниципальной управляющей компании передала администрация города 2–3 года назад, то она, естественно, эксплуатируется. В основном это уборочная техника.
«У нас на балансе, например, два фронтальных погрузчика и большой самосвал МАЗ, который мы используем в наших санитарных мероприятиях по вывозу крупногабаритного и строительного мусора, снега и всего того, что необходимо для осуществления нашей деятельности. Этого в технике хватает. Да, было бы замечательно иметь автовышку, но в данный момент довольствуемся тем, что есть», – рассказывает Марк.
В парке управляющей компании достаточно техники, которой нет у других УК. Большинство нанимает частников, тех же самых погрузчиков, чтобы им зимой только снег убирать.
«Нашей управляющей компании поддержка, конечно, есть от нашего учредителя в лице администрации города. Мы выполняем социально значимые функции, обеспечиваем комфорт и проживание граждан, которые не могут определиться с выбором управления. Вот для этих мероприятий мы созданы и пытаемся справляться с теми задачами, которые нам ставят», – заключает Марк.
Как госпрограммы помогают в сфере ЖКХ
МУПВ «Центральный» активно участвует в муниципальных программах, направленных на улучшение состояния домов. Самой популярной остается программа «1000 дворов», которая позволяет комплексно благоустроить дворы и прилегающие территории. Вторая по популярности у жильцов – программа по ремонту подъездов, в рамках которой предусмотрено софинансирование в размере 50% от общей стоимости ремонтных работ.
– Каждый дом, как человек, индивидуален. Соответственно, к каждому дому индивидуальный подход. Допустим, если в одном доме достаточно просто положить твердый асфальт, то в другом доме, чтобы сделать это, необходимо прежде провести какие-то дополнительные работы, причем при демонтаже тех или иных конструкций возможны обрушение и прочие мероприятия негативного характера.
Марк Мисун признает, что работа в сфере ЖКХ требует не только профессионализма, но и терпения. Каждый день приходится сталкиваться с новыми вызовами, но, несмотря на все трудности, он считает свою работу важной и нужной. «Нашей задачей остается обеспечение комфорта и безопасности для жителей, и мы делаем все возможное, чтобы справляться с поставленными задачами», – подытоживает он.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото: Алексей ВОРОНИН и из архива героя номера