Поднимите руку, кому из вас в детстве говорили: «Математика – царица наук»? А «решай задачу, в будущем тебе это пригодится»?.. Ребята, слышавшие эти фразы на алгебре и геометрии, поступали в вузы и шли в колледжи. И далеко не всегда – на специальности, связанные с той самой царицей. Возникал вопрос – зачем мы тогда неделями учили синусы, косинусы, логарифмы?..
А дело вот в чем: математика – это не совсем про цифры. Это про образ мышления: логичный, красивый и структурированный. Умение «правильно думать» пригодится каждому вне зависимости от того, какой путь в жизни он выбрал – так ведь?
Вот и Эльвира Боева, учительница математики Гимназии № 2, так считает. Корреспондент «В» узнал у нее, как ей удается превращать абстрактные формулы в увлекательные уроки, какие методы преподавания предмета работают лучше всего и о многом другом. Читайте подробности ниже.
Три примера сложили образ идеального учителя
– В профессию педагога меня привёл личный интерес, – рассказывает Эльвира. – Меня всегда интересовали точные науки, теоремы, доказательства.
Возможно, повлиял и пример любимых преподавателей в школьные годы.
– Мне очень нравились уроки физики Куренковой Татьяны Геннадьевны. Она не только обучала своему предмету, но и учила развиваться всесторонне. Под руководством этого педагога я занимала места на конкурсах различного уровня.
Было интересно и на уроках математики Курочкиной Надежды Григорьевны. Думаю, что благодаря ей я выбрала тот предмет, который сейчас преподаю. Занятия Надежды Григорьевны были у меня самыми любимыми.
Для меня так же были важны уроки русского языка Труновой Татьяны Юрьевны. Именно ее стиль преподавания, методика объяснения, профессионализм.
«Я вошла в класс, волнуясь и не понимая, что делать»
Сейчас Эльвира – преподаватель, который уверенно ведет уроки, находится в полной гармонии со своими учениками и их родителями. Но это сейчас. А как было в самом начале? Ведь приходить в новую сферу всегда волнительно…
– Хорошо помню свой первый день в школе. Я вошла в класс, волнуясь и не понимая, что делать. Думала, как мне найти контакт с детьми. На это, кстати, потребовалось некоторое время.
В первый год работы моими учениками были ребята из 5 и 8 классов. Меня очень поддерживал весь коллектив Гимназии № 2, администрация школы, директор Инна Алексеевна.
То, что рассказывают в университете, сильно отличается от того, что происходит в реальности. Но я спрашивала совета каждый день у всех коллег, со мной делились опытом, и это стало хорошей поддержкой.
Было много эмоций, амбиций, но по-другому, наверное, и не бывает в начале. Для меня до сих пор остается много нового в моей профессии, я стараюсь постоянно повышать свою квалификацию и углублять знания. В первый год работы ты только делаешь вдох, думаю, на третий можно попробовать выдыхать.
Наша деятельность длиннее, чем наша жизнь
Эльвира подчеркивает: ее ученики (и ученики любого другого педагога) – это люди со своим мнением. Помимо математики у них есть другие предметы, своя жизнь и свои дела, об этом нужно помнить, чтобы строить общение на уважении.
– Хочется быть хорошим педагогом, ведь работая с детьми, ты вкладываешься в будущее. Наша деятельность длиннее, чем наша жизнь, и об этом нельзя забывать. Самое важное для меня – это честность. Дети все чувствуют.
На одной ли мы волне с ребятами? Во время урока волны бывают разные, как на море нашего Приморского края, но так или иначе, солнце всегда выходит.
Объяснять на примерах, включать элементы наставничества
А какие методики, приемы нужно использовать в обучении, чтобы дети действительно поняли предмет? Математика ведь – сложная наука. Просто зазубрить формулы, не понимая их сути, недостаточно. Нужно во всем разобраться…
– Учить правила обязательно, несмотря ни на что. Пока не придумано ничего эффективнее. На занятиях я использую визуальную демонстрацию, современные информационные технологии. Всегда стараюсь уделить внимание детям на перемене, если остаются вопросы. Использую технологию проблемного обучения, стараюсь связать математику с повседневной жизнью, объяснить на примерах. Включаю парную работу и элементы наставничества, когда ученик, который понял тему, объясняет ее однокласснику, которому надо повторить. Некоторым ребятам так легче запоминается. А еще обязательно учу детей проговаривать то, что они узнали, ведь все что мы произносим, мы лучше осознаем.
Учиться нужно даже учителю
Еще один важный принцип работы Эльвиры – постоянное обучение:
– Я стараюсь регулярно пополнять свои ящички со знаниями на курсах повышения квалификации и интенсивах. Ведь время не стоит на месте и для того, чтобы процесс обучения был эффективным, нужны новые, современные технологии преподавания.
Мне очень запомнился фестиваль «Педагогический дайвинг во Владивостоке». С 16 по 18 мая этого года молодые педагоги нашего города погружались в интересные лекции и тренинги. Эксперты с разных городов России делились своими знаниями и опытом работы в современной школе.
В начале августа этого года отворил свои гостеприимные двери XV Молодёжный образовательный форум «Машук». Учителя со всех уголков страны отправились в Пятигорск, чтобы обменяться опытом с коллегами и почерпнуть для себя что-то новое. В большом событии поучаствовала и Эльвира Боева.
За время форума было проделано много работы. В частности, состоялись образовательные интенсивы, беседы с известными людьми и талантливыми спикерами, творческие мастер-классы и многое другое.
– Два самолёта, 12 часов в полете – все ради того, чтобы мы могли научиться новому и передать знания нашим ученикам, сделать образование Приморья чуточку лучше. Нам было очень важно быть там. Вдохновляться и учиться, – делится учительница.
Также в этом году в Приморском крае состоялась первая смена педагогического интенсива «Летняя школа». Из 17 муниципалитетов региона были приглашены молодые педагоги и лидеры образования. В дружественной и продуктивной атмосфере гости события расширяли набор своих профессиональных умений и обзаводились новыми полезными знакомствами.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото: Алексей ВОРОНИН и из архивов Эльвиры БОЕВОЙ