Быть воспитателем – значит каждый день находить подход к маленьким личностям, становясь для них наставником и другом. Без искренней любви к детям и внутренней мотивации сложно представить эту профессию, считает Наталья Антоненко, воспитательница детского сада № 51 г. Владивостока.
– Педагогический путь часто определяется внутренним призванием и глубоким чувством ответственности за будущее поколение. Для меня это больше чем просто работа – это возможность вкладывать душу и знания в тех, кто однажды повзрослеет и будет формировать мир вокруг нас, – делится она.
Наталья рассказала нам, как создать для малышей атмосферу доверия и безопасности, какие вызовы встречаются на пути воспитателя, а также поделилась полезными советами для родителей.
Атмосфера, в которой хочется раскрываться
– Расскажите, с детьми какого возраста вы работаете? Как выглядит обычный день в вашей группе, как проходят занятия?
– В этом году я работаю со старшей группой. Каждый день полон развивающих занятий, которые помогают детям не только учиться новому, но и социализироваться, заводить друзей и просто весело проводить время. Проходят занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию речи.
– Что для вас самое важное в работе с детьми?
– Создание атмосферы доверия и взаимопонимания. Дети очень чувствительны к эмоциям взрослых, и от того, каким будет наше общение с ними, зависит их самооценка, уверенность в себе и способности к самовыражению. Каждый ребёнок должен чувствовать себя понятым – вот то, к чему я стремлюсь в работе.
– А как удается создать ту самую атмосферу взаимопонимания?
– Эмпатия и поддержка играют ключевую роль. Ребята должны чувствовать, что могут высказать свои мысли и беспокойства без страха осуждения. Это возможно через активное слушание и честное общение, где любой ребенок имеет возможность высказаться и быть услышанным. Только в такой среде каждый малыш сможет раскрыть свой потенциал.
Учесть все аспекты развития ребенка
– Какие творческие проекты вы организуете для детей, чтобы развивать их фантазию и креативность?
– Для стимуляции креативного мышления у детей я провожу мастер-классы по изготовлению различных поделок. Ребята учатся работать с бумагой, тканью, картоном и другими материалами, создавая уникальные игрушки, маски и украшения. Занятия сопровождаются обсуждением, где дети делятся своими идеями и получают вдохновение друг от друга.
Еще мы устраиваем регулярные «антихрупкие прогулки», когда дети могут свободно заниматься любым творчеством по своему выбору. В этот день нет заданий и ограничений, только чистое творчество и самовыражение.
Также в группе создана среда для творческого развития: есть кинетическая песочница, различные природные материалы, собранные детьми и их родителями.
– Всестороннее развитие ребят – это важно. Но у каждого воспитанника есть свои индивидуальные особенности… Как удается учитывать на занятиях разные темпы развития детей?
– Один из ключевых методов моей работы заключается в регулярном наблюдении за детьми и создании стимулирующей среды. Важно оборудовать группу таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти для себя занятие, соответствующее его интересам.
Кроме того, не следует забывать о необходимости эмоциональной поддержки. Детям нужно чувствовать себя уверенными и любимыми, чтобы они могли успешно развиваться.
Уважать чувства и потребности друг друга
– Увы, но даже в самой дружественной атмосфере могут возникать конфликты. Как вы справляетесь с такими ситуациями? Как учите малышей правильно взаимодействовать друг с другом?
– Конфликтные ситуации среди детей – неотъемлемая часть их социализации и роста. В таких ситуациях важно действовать с пониманием и терпением.
Очень важно воспитывать в ребятах сочувствие и способность ставить себя на место другого, умение проговаривать свои чувства, обсуждать и искать компромисс. Также нужно поощрять ребят за попытки предлагать свои решения проблемы – иногда вариант, предложенный самими детьми, оказывается наиболее эффективным. А еще это учит ответственности за свои действия и слова.
Творчество как отдельный способ взаимодействия с родителями
– Семья играет огромную роль в образовательном процессе. Как устроено ваше взаимодействие с родителями ребят?
– Взаимодействие с родителями начинается с создания открытого и продуктивного общения. Регулярные встречи, обсуждения успехов и проблем ребенка позволяют нам обмениваться важной информацией и совместно работать над достижением общих целей.
В этом вопросе очень помогает творческая деятельность: конкурсы, театральные постановки, в которые привлекаю мам и пап. В прошлом учебном году мы участвовали в постановке сказки «Репка», где родители вместе с детьми перевоплотились в волшебных героев, а я, как воспитатель, была режиссером. Волнительно было наблюдать, как мамы и папы, забыв о повседневных заботах, с удовольствием погрузились в удивительный мир сказки. Они с энтузиазмом примерили на себя роли дедушки, бабушки, внучки и репки, оживляя классическую историю уникальными семейными чертами.
А школа-то не за горами…
– Сейчас вы работаете с детьми старшей группы. Как вы готовите их к переходу на следующие этапы – подготовительную группу, школу?
– Мы начинаем с постепенного повышения уровня требований к самостоятельности ребят.
Например, в нашей программе присутствуют занятия, направленные на улучшение концентрации и внимания, что критически важно как для подготовки к школе, так и для успешного обучения в ней. Мы регулярно используем игры, головоломки и задания, которые заставляют детей думать и решать проблемы.
Также устраиваем различные мероприятия, где дети учатся работать в команде, делиться друг с другом, помогать и поддерживать сверстников. Это помогает им почувствовать себя частью коллектива, научиться уважать мнение других и развивать навыки общения.
Конечно, без внимания не остается и эмоциональное состояние. Мы стараемся создать дружелюбную и поддерживающую атмосферу, где каждый ребенок ощущает свою значимость и чувствует себя в безопасности. Проводим индивидуальные беседы с детьми, чтобы узнать об их переживаниях, и стараемся помочь им справиться с любыми трудностями.
В результате наши дети успешно переходят на следующий этап обучения, чувствуя себя уверенными и подготовленными к новым вызовам. И именно это является для нас важнейшим показателем успешности нашей работы.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Алексея ВОРОНИНА