Елена Данилова и Павлина Полунина, мать и дочь, воспитатели детских садов Владивостока

Сегодня в гостях у «В» семья педагогов: мама Елена Данилова, в прошлом воспитатель, и ее дочь Павлина Полунина, продолжатель семейной династии, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 114 общеразвивающего вида» г. Владивостока.

Профессия воспитателя по праву считается одной из самых важных и востребованных. Это труд непростой, но очень благодарный. Именно воспитателям доверено не только делиться знаниями с детьми, но и формировать их ценности, развивать важные навыки, быть хранителями детских секретов.

Много лет назад Елена Данилова осуществила свою детскую мечту, став воспитателем детского сада. Сейчас она на пенсии, но общение с малышами прочно вошло в ее жизнь навсегда. Она вырастила своих детей, помогает воспитывать внуков, никогда не отказывается присмотреть и за соседскими малышами. Ее дочь Павлина, с детства наблюдая за деятельностью мамы, решила пойти по ее стопам и тоже стать педагогом дошкольного учреждения, о чем ни разу не пожалела.

Самая лучшая работа

Елена Викторовна признаётся, что профессия воспитателя заинтересовала ее еще в раннем детстве. Когда она сама, будучи ребенком, впервые переступила порог детского сада.

Мне уже тогда казалось, что лучше работы не бывает – весь день проводишь с детьми, рисуешь, лепишь, играешь с ними… Какая еще деятельность может быть такой же интересной? Поэтому всегда на вопросы взрослых о том, кем я стану, когда вырасту, отвечала уверенно: «Буду воспитателем!». Собственно, так и случилось, – с улыбкой рассказывает Елена Данилова.

После окончания средней школы Елена получила образование в Биробиджанском педагогическом училище (сегодня это Биробиджанский педагогический колледж, входящий в состав Приамурского государственного университета им. Шалом-Алейхема) и сразу устроилась работать по специальности – в Детский сад № 15 г. Биробиджана. В 1988 году, переехав во Владивосток, вышла на новое место – в Детский сад № 110, в котором проработала более 10 лет.

За годы работы Елена Викторовна выпустила четыре группы. Некоторых ребят вела с яслей до школы, других – готовила к школьной жизни, начиная со старших групп. Ее выпускники уже совсем взрослые, многие из них поддерживают общение с воспитателем.

– Сегодня, встречаясь с моими воспитанниками, у которых уже свои дети, я порой чувствую себя снова воспитателем. Хотя уже давно не работаю в саду, – делится Елена Данилова. – Педагогическая работа окончилась, а общение с молодым поколением продолжается. И мне это нравится.

Секреты работы

Посвятив педагогической деятельности более 16 лет, Елена Викторовна приняла нелегкое решение – ушла из профессии, чтобы заниматься воспитанием собственных детей. На тот момент их было уже трое. Используя накопленный багаж знаний, с удовольствием играла, экспериментировала с дочками и сыном, занималась их развитием.

О работе в детском саду сейчас вспоминает с большим теплом:

Работы у меня всегда было много. Каждый день, проведенный в компании ребят, был неповторим. Хорошо помню наши утренники, экскурсии, первые достижения малышейЯ изучала детей, а они меня. Исходя из их потребностей готовила игры, проводила мероприятия, искала новые формы обучения.

Так, ребята в группе Елены Даниловой нередко делились на несколько подгрупп, каждая занималась по отдельности: рисовали, лепили, конструировали. А потом демонстрировали свои работы остальным. Экскурсии были обязательной традицией – малыши с воспитателем посещали библиотеки, книжные магазины, кондитерскую фабрику, цирк, кинотеатры, парки, зоопарки.

На вопрос о том, какие секреты в общении с детьми помогали найти к ним подход, Елена Викторовна отвечает:

– На мой взгляд, самый важный секрет – это любовь к детям. Необходимо воспринимать их такими какие они есть и не пытаться переделать. Индивидуальный подход очень важен. Да, это бывает сложно, но это реально.

Пример для дочери

Влюбленная в свою профессию, Елена Данилова стала примером для своей дочери Павлины. Девочка проводила много времени на работе у мамы, атмосфера, царящая в детском саду, была близка ей и понятна. Возможно, именно это повлияло на ее выбор будущей профессии.

Когда Павлина сообщила нам, что хочет стать воспитателем, я отговаривать ее не стала. Только напомнила: «Эта профессия потребует от тебя полной самоотдачи. Со своей стороны я всегда поддержу тебя и дам совет, ведь опыт в этом деле имеется», – вспоминает Елена Викторовна.

В 2012 году Павлина Полунина окончила МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, получив специальность психолога, и почти сразу устроилась работать в детский сад.

О свободной вакансии мне рассказала знакомая психолог, и я решила попробовать себя в роли воспитателя, не раздумывая. На том момент понимала, что без трудового опыта не так легко найти свое место, – рассказывает Павлина. – Тем более меня привлекала эта работа. Хорошо помню, как мама вела занятия у ребят, как заботилась о них, и как они искренне любили ее в ответ.

Начинала педагогическую деятельность в коммерческом детском саду, год проработала в Детском саду № 151. А в 2019-м устроилась в Детский сад № 114.

О том, почему остановила свой выбор на этом дошкольном учреждении, Павлина рассказывает:

– Детский сад 114 находится рядом с моим домом, проходя мимо, я каждый раз думала: «Какой милый, уютный садик, как же я хочу в нем работать». Окончательный выбор в пользу этого сада я сделала, когда узнала, что он работает по технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательных задач). Этот подход идеально вписывается в мою картину мира. ТРИЗ учит детей максимально использовать возможности мышления и воображения, самостоятельно находить нужные знания, исследуя окружающий мир и делая собственные выводы, а главное – не опускать руки, не сдаваться при столкновении со сложной задачей.

Впервые с инструментами ТРИЗ воспитатель познакомилась на курсах повышения квалификации, где педагоги из Большого Камня продемонстрировали практические занятия с детьми – необычные, увлекательные, эффективные… С тех пор она стала активно применять приемы ТРИЗ-педагогики в своей работе, постоянно повышая уровень мастерства.

На сегодняшний день педагогический стаж Павлины Полуниной семь лет. За годы работы она окончила «Московскую академию профессиональных компетенций», получив дополнительное образование по специальности воспитатель дошкольных учреждений.

Павлина Андреевна пока выпустила только одну группу, другую, взяв малышами, довела до старшей. А потом ушла в декретный отпуск. Совсем скоро она вернется на любимую работу, по которой уже успела заскучать.

– Работать с детьми интересно. Они всегда поднимают настроение своими проделками или забавными высказываниями. Как уже заметили, у меня очень редкое имя – Павлина, и детям всегда было сложно его выговаривать. Кем я только не была: и Аниной и Паниной, в итоге дети меня первый год называю просто Андреевна, – с улыбкой рассказывает воспитатель.

Мир красоты, игры, сказки…

Педагог проводит занятия в легкой игровой форме, тщательно готовясь к каждому.

–  Свои занятия я стараюсь наполнить интересными фактами, разбавить играми и динамичными паузами. Идеи часто приходят спонтанно – их подсказывают сами дети, многое узнаю на мастер-классах коллег, что-то подсматриваю и дорабатываю после прохождения вебинаров и семинаров, – рассказывает Павлина Андреевна. – Я всегда иду за детьми, порой мы можем отойти от плана, структуры занятия, для меня главное, чтобы им было интересно изучать мир.

Павлина Полунина активно использует новые технологии в своей работе. Презентации, игры, видеоролики, задания на интерактивной доске пользуются у ребят большим спросом. Ей нравится, что профессия воспитателя дает большой простор для развития творчества.

Она постоянно повышает свое мастерство и уже прошла огромное количество курсов на самые разные темы. Перечислим некоторые из них:  «Использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ в практике дошкольного и общего образования», «Развитие речи ребенка дошкольного возраста с помощью сказки», «Виртуальный детский сад: организация работы с родителями и детьми в режим on-line», «Профессиональное портфолио педагога», «Воспитываем любознайку: исследовательская деятельность в детском саду», «Организация досуговой и рекреационной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в летнее время», «Особенности использования креативных практик в работе с детьми в зимнее время», «Развивающая среда детского сада. Организация и наполнение центров активности», «Практики развития креативности и творческого мышления», «Развивающая предметно – пространственная среда детского сада: центр интересов», «Развитие интеллектуально – творческого потенциала у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Павлина Полунина активно взаимодействует с педагогами других детских садов, делясь своим опытом и перенимая опыт коллег. В копилке ее выступлений открытые показы НОД: по физическому развитию в младшей группе по теме «Зимние забавы» c использованием здоровьесберегающих технологий, по речевому развитию детей средней группы по теме «Апельсиновые загадки» с использование ОТСМ – ТРИЗ технологии, по речевому развитию детей старшей группы на тему «Неизвестное в известном» с использованием ОТСМ – ТРИЗ технологии (в рамках регионального конкурса педагогического мастерства). Педагог дважды принимала участие в городском онлайн-фестивале работников дошкольного образования «У меня есть идея!», в городском конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года» (Диплом 3 место), региональном этапе конкурса «Воспитатель года – 2021».

Не стоит забывать, что современные дошкольники – очень развитые, любознательные, умные, открытые. Мы, взрослые, можем многому у них научиться, – уверена педагог. – Поэтому важно быть с детьми в общем процессе, и не прекращать двигаться вперед, идти в ногу со временем.

Воспитанники Павлины Андреевны тоже не раз принимали участие и становились победителями в различных конкурсах: «Космические фантазии», «Родничок», «Краски осени», фестивале-конкурсе «Березовая Русь».

У педагога много планов уже на этот учебный год. Она готовит для ребят интересные занятия, новые игры и пособия. Не исключает возможности участия в конкурсах уже в ближайшем будущем. Павлина надеется, что детские сады будут развиваться, и детям в них будет всегда по-настоящему хорошо.

– Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – говорит Павлина. – Уверена, что детский сад должен быть светлым, уютным домом, в котором живут интересами детей. Воспитатель должен быть грамотным и профессиональным, ведь на его плечи ложится важная миссия – быть проводником в жизни ребенка, наряду с его родителями. И очень важно, чтобы ребенок, уходя домой говорил: «Я завтра приду обязательно».

Павлина Полунина работой дорожит, чувствует себя на своем месте. И рада тому, что в ее жизни есть человек, который всегда готов прийти на помощь, дать профеcсиональный совет.

– Хоть я и живу давно своей семьей, всегда могу обратиться к маме, – говорит Павлина. – Несмотря на то, что она уже давно не работает, я горжусь тем, что мы причастны к общей профессии. И в нашей семье это уже династия.

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Елены ДАНИЛОВОЙ и Павлины ПОЛУНИНОЙ