Лариса Шишлевская, учитель начальных классов школы № 38 г. Владивостока

Учитель начальных классов – это ответственность. И немаленькая, ведь для тех, кто пришел в школу совсем недавно, первый педагог становится проводником в удивительный мир знаний. Преподаватель помогает ребятам не только изучать разные темы, но и адаптироваться к новой среде, взаимодействовать с коллективом, разбираться в новых для малыша жизненных ситуациях.

А если учитель начальных классов – молодой специалист, градус сложности возрастает. Потому что он тоже в какой-то степени в школе впервые. И параллельно с обучением детей открывает много нового и для самого себя.

– Выбор профессии был очевиден. Мне нравится заниматься с детьми, так же деятельность учителя даёт возможность развиваться творчески и духовно. Я учусь и расту вместе со своими ребятами, порой они для меня открывают что-то новое, а не только я для них, – делится Лариса Шишлевская, учитель начальных классов школы № 38 г. Владивостока.

В школе Лариса Павловна работает три года, но отмечает, что это только начало.

«В первое время были трудности»

– Для меня ориентир и пример для подражания – моя первая учительница, Вера Павловна. Она добрая, справедливая, искренняя и заботливая. Всё своё время, знания и любовь классная руководительница отдавала нам, чтобы мы выросли умными, добрыми, отзывчивыми, честными людьми. Именно Вера Павловна является для меня примером настоящего учителя, к которому я стремлюсь, – рассказывает героиня сегодняшнего номера.

Вдохновленная, заряженная девушка отправилась трудиться в школу. Однако редко бывает так, что молодой специалист, придя на свое первое рабочее место, входит в колею без проблем. Не важно компетентен он или не очень, доволен выбранной специальностью или получил корочку по принципу «лишь бы была», это происходит просто из-за того, что среда новая.

– Поначалу были трудности с нехваткой отведенного на урок времени, а также с организацией дисциплины. Детям после детского сада сложно привыкнуть к тому, что нужно 40 минут сидеть и концентрироваться, поэтому я детально продумывала все этапы занятий, расписывала их по минутам, использовала различные методы и приемы для организации времени, – отмечает Лариса Павловна. К счастью, теперь эти моменты не вызывают проблем.

Отметим, что во Владивостоке регулярно проводятся мероприятия, способствующие профессиональному росту педагогов. И летом, и в течение учебного года проходят методические встречи, мастер-классы, фестивали педагогического мастерства (например, ежегодная «Августовская конференция» или «Педагогическая весна», о которых мы писали в прошлых номерах газеты). Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока всегда «за» проведение подобных мероприятий.

В частности, проходят и полезные события конкретно для молодых специалистов. Например, перед началом нового учебного года Управление образования администрации Владивостока совместно с благотворительным фондом «Новый учитель» провели «Педагогический пикник». Это серия интенсивов, благодаря которым учителя научились лучше выстраивать доверительные отношения с учениками, действовать правильно, если на уроке возникла двоякая ситуация, и многое другое. В общем из уст старших коллег-практиков почерпнули то, что не всегда можно услышать за партой в вузе.

«Слушать и слышать каждого малыша»

Самое сложное для учителя начальных классов – это… нет, не научить ребят считать, читать и писать. Самая непростая задача – помочь детям адаптироваться. Ведь школа – место на порядок более серьезное, чем детский сад.

– Чтобы дети влились в учебный процесс, освоились и чувствовали себя комфортно, важно проводить различные игры на раскрытие личности ребенка, на сплочение и взаимодействие коллектива. Также важно слушать и слышать каждого малыша, принимать их точку зрения, тогда они станут доверять педагогу, – подчеркивает Лариса Павловна.

– Адаптация важна и для тех, кто закончил садик год, два назад. Ученики не сразу привыкают к режиму года, где девять месяцев надо учиться, а целое лето – отдыхать. После летних каникул собрать детей «в кучу» очень сложно, нужно заново вспоминать все правила и налаживать дисциплину. В первую неделю учебы у нас проходило очень много различных мероприятий, где дети потихоньку вливались в урочный режим, но также не забывали и про отдых, посещали различные экскурсии и мастер-классы, где нужно было активно взаимодействовать друг с другом.

«Они – моя гордость и мое призвание»

Не секрет, что ребята младшего возраста требуют особого подхода. Учиться на сухой теории – это определенно не для них.

– Наиболее эффективный метод в данном случае – обучение в игровой форме. Тогда ребята раскрываются и задействуют творческое мышление. Через игру ребенок готов постигать новые знания, усваивать то, что на традиционном уроке было бы труднее запомнить и выучить, – объясняет Лариса.

– А для того, чтобы у ребят было желание ходить в школу и учиться, чтобы это учение было для них увлекательным и интересным, я стараюсь чередовать формы работы: групповые, парные и индивидуальные. Они помогают сохранить мотивацию у детей.

Лариса Павловна так же добавляет: «Каждый ученик оставляет яркий след в жизни учителя. Глядя на их успехи, я понимаю, что они – моя гордость, моё призвание. И что я не зря пошла в данную профессию».

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА