Во Владивостоке завершается подготовка к отопительному сезону. Когда батареи станут тёплыми, и как мы встретим зиму, корреспондент «В» узнал у начальника производственного подразделения «Первомайское» производственного предприятия по эксплуатации тепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Виктора Шумного.
Большинство тепловых сетей во Владивостоке обслуживает муниципальное предприятие. Однако есть и сети, принадлежащие краевым и региональным компаниям. В новостройках же устанавливаются собственные котлы, которые обеспечивают отопление всего здания. Самый большой район Владивостока, где есть и жилые дома с центральным отоплением, и крупные предприятия – это Первомайский.
Холодный день скрасит батарея
Подготовка к новому отопительному сезону начинается сразу же после завершения предыдущего. Сотрудники ВПЭС заранее составляют план-графики подготовки оборудования к предстоящему сезону.
– Если говорить о нашем оборудовании и теплосетях, а также о капитальных ремонтах и реконструкциях, то эти планы составляются за год или даже более длительный период. Никаких срывов не происходит, – говорит Виктор Шумный.
Специалисты уже несколько лет назад предупреждали о высоком износе старых сетей во Владивостоке и о необходимости масштабного ремонта, который займёт несколько лет.
– В домах советской постройки износ действительно высок, – продолжает специалист. – Поэтому на них происходят порывы теплотрассы, но мы их устраняем. Наша задача постоянно и без перебоев подавать отопление и горячую воду потребителям. Если происходит отключение, мы фиксируем это. В нашем подразделении есть аварийная служба, которая сразу же выезжает на место, фиксирует порыв и приступает к его устранению. Если это необходимо, мы можем отключить отопление на короткий промежуток времени.
– Почему зимой могут оказаться холодными батареи?
– Причины могут быть разными. Например, ледяной дождь. В тот год основная проблема была в том, что мы не получали электроэнергию. Без неё мы не могли запустить насосное оборудование для подачи теплоносителей потребителям. Там, где это было возможно, мы подавали теплоносители, а там, где это было невозможно, завозили генераторы. Везли их отовсюду с края, помогали нам военные. Генераторы устанавливали на станциях, чтобы запустить насосное оборудование и обеспечить отоплением потребителей. Это была круглосуточная и очень тяжёлая работа.
– Сейчас наладили системы или последствия того ЧС сказываются на работе?
– Сейчас последствия уже никак не могут сказаться. Если где-то прихватывало трубы, слесари и инженерно-технические работники подразделения дренировали сети, чтобы вода в трубах не замерзла. Это было необходимо для сетей воздушной прокладки и участков с недостаточной глубиной залегания, где могло произойти промерзание. Если где-то были контруклоны или другие проблемы, то участки разогревали. В целом все эти моменты устранялись сразу же – в момент ледяного дождя. И сейчас никаких последствий не может быть.
Всегда нужная работа
Виктор Леонидович Шумный работает инженером теплосетей с 2013 года. Сразу после окончания факультета теплогазоснабжения и вентиляции в ДВГТУ он пошёл работать по специальности в АО «Городские тепловые сети».
– Пришёл в кадры, где мне предложили работать начальником участка или мастером. Вакансии свободные были. Я выбрал работу мастером. Начал с самой низшей технической должности и дошёл до должности начальника производственного подразделения. После армии вернулся в ГТС и продолжил работать мастером. Так и продолжаю до сих пор.
Большое хозяйство
Под контролем производственного подразделения «Первомайское» находится порядка 50 объектов: ЦТП, ЦТП и ТНС. Весь Первомайский район, протяжённость всей сети – это зона ответственности нашего предприятия. Есть сети, по которым «ДГК» транспортирует тепловую энергию. Наша задача – взять после магистрали ДГК, которые идут к нашим ЦТП. Есть разводящие камеры до ЦТП и после них, всё до фундаментов зданий. Это эксплуатационная ответственность нашего предприятия.
Моя задача в том, чтобы в Первомайском районе всё работало. Я справляюсь с этой задачей и модернизирую сети, чтобы они работали и не изнашивались.
– Первомайский район активно застраивается, для этого прокладываются новые сети. Рассчитана ли система на такой масштабный рост?
– Конечно, на перспективу мы закладываем трубопроводы, чтобы можно было подключить дополнительные объекты. Если к сети подключаются новые дома, то, соответственно, реконструируются и магистральные сети. Это не только участок сети до дома, но и магистральная сеть, которая подходит к строящимся домам. Она тоже подвергается реконструкции: увеличивается диаметр, устанавливается более мощное насосное оборудование. Все эти изменения закладываются еще при согласовании технических условий на подключение объектов.
Не все новостройки подключаются к тепловым сетям ТЭЦ-2. В Первомайском районе есть дома, которые отапливаются газом от собственных котельных. Некоторые новостройки подключаются только к электричеству, имеют свои дизельные генераторы на случай аварийного отключения электроэнергии и отапливаются только электричеством.
– В октябре уже начинается отопительный сезон. Все ли идет по плану? Можно ли запустить отопление раньше, если завтра, судя по прогнозу погоды, пойдет снег?
– Дело не в снеге, а в температуре наружного воздуха. Наше предприятие получает команду от администрации города. Глава Владивостока издает постановление о начале отопительного сезона, когда среднесуточная температура снижается до определенных значений. Если завтра на один день похолодает и пойдет снег, а после этого снова станет тепло, это не означает, что нужно запускать отопление.
– Когда власти дают отмашку запустить отопление?
– Когда среднесуточная температура держится ниже 14 градусов в течение трех-пяти дней. Пять дней или три дня я не могу точно сказать.
– Жители высотных зданий нередко жалуются на недостаточный напор воды в кране. Что в этом случае делать людям? Куда обращаться?
– В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию или ТСЖ. Они контролируют внутреннюю систему отопления и горячего водоснабжения в доме. Возможно, причина кроется в их оборудовании: фильтр на тепловом узле может быть забит или насос отключен. Если управляющая компания не может решить проблему, она обращается к транспортирующей организации. У Росэнерго есть горячая линия, куда можно позвонить.
Если в наших сетях низкое давление или температура, то мы реагируем в течение дня. У нас есть диспетчерская служба, колл-центр и подразделения, которые оперативно выезжают на место.
Когда от жильцов поступает жалоба на холод в квартире, создается комиссия. Замеряется температура. Норма – 18 градусов. Если температура выше нормы, то нарушения нет. Если ниже нормы – это нарушение. Замеряются параметры в тепловом узле: какие параметры приходят и какие идут потребителю на внутреннюю систему, фиксируется количество теплоисточников. Составляются акты.
Температура воды на транспортных системах контролируется непрерывно, в соответствии с температурными графиками. Учитывается, какая вода выходит с центральных тепловых пунктов или насосных станций. Температура воды в системах зависит от температуры воздуха.
Температурный график составляется на основе температуры наружного воздуха. Чем ниже температура на улице, тем выше температура теплоносителя, который подает ДГК. Есть график для ТЭЦ-2, где указана необходимая температура, график для наших центральных тепловых пунктов, то есть режимов, которые работают в станции.
– Как вы определяете есть ли порывы на трассах?
– Если на сети происходит повреждение, падает давление. Мы сразу же видим это на ЦТП, где отпускаем энергию. Мы либо подпитываем систему, либо не подпитываем. Если мы подпитываем систему водой или другим носителем, утечка на сети сразу же формируется или падение давления сразу заметно.
На данный момент мы используем ППМИ трубы — это предизолированные трубы. Сейчас идет большая перекладка сетей. Это облегчает процесс и скорость прокладки сетей. Такую трубу можно укладывать не только в лотке, но и в землю просто – без лотков, бесканальной прокладкой. В них есть проволока, которая передает сигнал. Можно отслеживать утечку на конкретном участке. Оборудование подключается, и прибор показывает, что утечка происходит в 20 метрах от места, где подается сигнал. Есть такие устройства.
Ноу-хау в сфере энергоснабжения
– Наш город не так часто может похвастаться передовыми технологиями в сфере энергоснабжения, однако в этом году мне довелось посетить Челябинск, где я познакомился с опытными специалистами в этой области, – рассказывает Виктор Шумный. – В ходе нашей встречи мы обсудили возможные пути применения новых решений в нашем городе.
В Челябинске уже более десяти лет используют технологию бесканальной прокладки сетей, что значительно расширяет их опыт в этой области. Мы же пока применяем канальную прокладку, которая, на наш взгляд, удобнее в эксплуатации.
В некоторых сетях горячей воды мы используем трубы из специального пластика, покрытого кевларовой нитью, что обеспечивает прочность и защиту от теплового расширения. Эти трубы хорошо зарекомендовали себя в работе и показали высокую эффективность.
Город сопок…
Расположение нашего города на сопках, безусловно, влияет на стоимость энергоснабжения. Если бы мы жили в равнинной местности, эксплуатация оборудования была бы значительно проще. Например, в Челябинске, по словам специалистов, всего шесть ЦТП, тогда как в Первомайском районе нашего города их около пятидесяти.
В западной части России, за Уралом при строительстве новых домов и микрорайонов устанавливаются газовые котельные, которые обеспечивают горячее водоснабжение и отопление для каждого дома отдельно. Эти котельные могут работать как на электричестве, так и на газе, имеют закольцованную систему подачи. Если подача по одной магистрали прекращается, её можно запустить по другой.
Наша же система теплоснабжения во Владивостоке не закольцована и является тупиковой. В случае повреждений на сети отключается потребитель и проводится ремонт. Если бы мы использовали закольцованную систему, как в западной части России, эксплуатация существующего оборудования стала бы значительно проще, а потребители получали бы услуги постоянно.
Кадры решают все. И даже больше
Во ВПЭС практически отсутствует текучка кадров, несмотря на среднюю заработную плату по рынку. Однако квалифицированные специалисты всегда в цене, и наше предприятие активно сотрудничает с образовательными учреждениями.
– На День инженера я посетил кафедру «Теплового снабжения и вентиляции», где познакомился с молодыми специалистами, ищущими работу. В них заинтересованы работодатели, и я также искал там потенциальных работников: мастеров, начальников участков и инженеров. Хотя у меня пока не так много опыта в этой области, я с удовольствием присматриваюсь к молодым людям.
Впервые в этом году я принимал экзамены у студентов энергетического колледжа, где также ищу будущих работников. Однако другие предприятия, например, из нефтегазовой отрасли, уже давно занимаются подбором персонала. К примеру, в ДВФУ они заключают целевые договоры с будущими студентами и выпускниками, которые должны хорошо учиться. После выпуска они идут работать к конкретному работодателю.
Я разговаривал с парнем, который заканчивал обучение по специальности «Нефтегазовое дело» и должен был уехать на пять лет после окончания на север России, где он будет работать оператором котельной или насосной станции, перекачивая газ. Газовики и нефтяники уже давно занимаются этим направлением, инвестируя в будущее своих сотрудников. В нашем предприятии такого опыта пока не было, но руководство планирует заняться целевыми договорами в ближайшее время.
Ждем инженеров
– Да, у нас очень высокая потребность в инженерах. Из колледжей к нам приходит много ребят на практику. Мы активно сотрудничаем с учебными заведениями, чтобы обеспечить их трудоустройство и поделиться опытом.
К нам приходят будущие слесари и газоэлектросварщики, которые проходят здесь практику. Мы стараемся создать им все необходимые условия, научить и поделиться опытом. У нас уже есть возрастные работники, и мы хотим, чтобы молодые специалисты смогли их заменить.
– Что Вас держит на конкретном предприятии?
– Мне нравится моя работа. Когда я учился в университете, то не думал, что свяжу свою жизнь с этой профессией. Меня интересовали другие вещи. Многие люди так же шли в университет, не предполагая, что будут работать по выбранной специальности. Я учился в строительной студии, но когда пришел на производство, для меня открылось много нового. Мне понравилась эта работа, и я решил остаться.
Человек, который обожает зиму
Помимо работы, у каждого есть свое любимое занятие или хобби. У Виктора Шумного, начальника производственного подразделения «Первомайское» производственного предприятия по эксплуатации тепловых сетей МУПВ «ВПЭС», это сноубординг. Его супруга и двое детей тоже увлеклись этим зимним видом спорта. Летом они покоряют горы, часто путешествуют по Приморскому краю и посещают достопримечательности, такие как Парк атлантов, заповедники и водопады.
– У нас очень красивый город. Кто бы что ни говорил, он очень изменился. Можно было бы сделать его еще красивее с точки зрения инфраструктуры и дорог, но уже многое сделано. Наш город действительно очень привлекательный.
Активный профсоюз и крепкий коллектив
На предприятии действует профсоюз, который оказывает большое влияние на ВПЭС. Он не только обеспечивает отдых сотрудников, регулирует отношения с работодателем, но и поддерживает благоприятную атмосферу в коллективе.
– Профсоюз организовывал выезд на рыбалку – летнюю и зимнюю. Я люблю рыбалку и надеюсь, что на следующей неделе пойду в отпуск и смогу поймать хорошего тайменя на горной речке, – рассказывает Виктор Шумный.
В любое время дня и ночи
В нашем районе сложился крепкий и преимущественно мужской коллектив, где царят дружеские отношения. Мы общаемся как в нерабочее, так и в рабочее время. У всех свои понятия, даже несмотря на разницу в возрасте – кому-то 30, а кому-то 65 или 70 лет. Но коллектив действительно крепкий и дружный.
Родственникам порой приходится нелегко, особенно в периоды начала и завершения отопительного сезона.
– Я могу задержаться или поехать на работу ночью, если возникают проблемы. Моя семья всегда поддерживает меня. Здесь ничего не поделаешь. Такова специфика работы в области энергоснабжения, ведь это жизнеобеспечение города.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА и Анастасии КОТЛЯРОВОЙ