В нашей газете сложилась давняя традиция – мы рассказываем читателям о талантливых и трудолюбивых людях, которые живут и работают во Владивостоке, ежедневно внося свой посильный вклад как в развитие города, так и его жителей. Сегодня в гостях у «В» Анна Михайлова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 82 г. Владивостока.
Выбор профессии
Встреча с Анной Алексеевной состоялась на её рабочем месте – в кабинете школы № 82, расположенной в микрорайоне Снеговая Падь. Здесь учитель работает седьмой год и уже выпустила несколько десятков учеников. А в прошлом году она взяла классное руководство над пятиклашками. Теперь ей вновь предстоит воспитать уже других ребят, чтобы потом достойно выпустить их во взрослый мир.
Путь Анны Михайловой к педагогике не был простым: на то были личные причины. Однако она уже с детства выбрала своё призвание и всегда старалась идти по намеченному плану.
– У меня была замечательная первая учительница Татьяна Ивановна. Красивая, добрая, понимающая, все ребята класса ее очень любили. Мне хотелось быть на неё похожей, поэтому я уже тогда знала, что стану учителем, – признается Анна Алексеевна.
Наставникам благодарна по сей день
Однако закончив в 1996 году педагогическое училище родного города, Анна устроилась на работу не в начальную школу, как планировала, а сразу пошла преподавать русский язык и литературу. За годы учёбы помимо основного образования девушка смогла получить дополнительную специализацию. Её первым местом работы стала СОШ № 4 города Николаевска-на-Амуре.
– В школе мне сразу дали большую нагрузку – все пятые и седьмые классы. Поначалу было очень трудно. Но в то время меня здорово поддерживали более опытные коллеги. За это я им благодарна по сей день. При этом я всегда вспоминала свою учительницу русского языка и литературы Зою Семёновну, которая преподавала у нас с пятого по девятые классы, и у которой я стажировалась в дальнейшем. Она была достаточно строгая и требовательная, однако те знания и опыт, которые учитель дала в школьные годы остались со мной на всю жизнь, – с улыбкой говорит Анна Михайлова.
Потом был декретный отпуск, переезд с семьей в Приморский край, работа учителем в школе № 3 села Галёнки и большие жизненные трудности.
Однако какие бы сюжеты не закручивала судьба, Анна Алексеевна всегда оставалась верна своему выбору. Отработав десять лет педагогом допобразования, а затем и директором Центра дополнительного профессионального образования, она переехала с семьей во Владивосток и устроилась на работу учителем русского языка и литературы в среднюю общеобразовательную школу № 82.
Учебные процессы
На вопрос о том, почему у детей часто возникают сложности при изучении родного языка, педагог отвечает:
– Русский язык – безусловно, трудный предмет для многих подростков. Однако существуют правила, которые помогают разобраться во многих тонкостях языка. Я всегда требую от детей вникать в эти постулаты. Выученные правила – необходимость, они навсегда закрепятся в памяти и будут помогать по жизни оставаться грамотным человеком, – подчёркивает Анна Михайлова. – Добавлю также, что тем ребятам, которые регулярно читают книги, родной язык даётся легче: у них натренирована орфографическая зоркость.
На своих уроках учитель использует не только классические приёмы преподавания, но и новейшие технологии. Презентации, аудиозаписи, фрагменты видеоуроков делают занятия интереснее и насыщеннее, дают возможность ребятам переключить внимание, а значит лучше вникнуть в тему и запомнить материал.
Внеклассное чтение – это важно
Помимо изучения родного языка, Анна Михайлова старается привить интерес ребятам к чтению книг. Так, по инициативе педагога в каждом классе регулярно ведутся беседы о прочитанной литературе, которая находится за рамками школьной программы. Ребята, прочитав ту или иную книгу, рассказывают своим одноклассникам только самые интригующие, интересные моменты, не раскрывая при этом сюжет и оставляя недосказанность. Как правило, этот приём пробуждает у ребят интерес к тому или иному произведению. Однако Анна Алексеевна считает, что в этом важном деле одной работой школьного учителя не обойтись.
– Для любого ребёнка в первую очередь важен пример семьи. К сожалению, из-за нехватки времени мы сейчас в основной своей массе стали нечитающим поколением, а дети – заложниками виртуального мира, – считает педагог. – Ранее я сама читала книги запоем, а сейчас в основном только легкую литературу, например, детективы. В этом году нашла время и вновь перечитала «Анну Каренину». Мне очень хочется, чтобы у нас в стране возродилась традиция чтения в семейном кругу.
Руководство классное
Со своими новыми воспитанниками, пятиклашками, педагог уже принимала участие в образовательных мероприятиях различного уровня: от школьных олимпиад по русскому языку и литературе до конкурсов международного уровня. О ребятах, получивших призовые места, Анна Алексеевна рассказывает с большой гордостью. На очереди – участие в третьей городской научно-практической конференции «Науки юношей питают», которая ежегодно проходит на базе 82-й школы.
Про работу классным руководителем педагог может рассказать многое. Несмотря на то, что опыт у нее уже богатый, каждый класс – это новый коллектив и, соответственно, новые заботы.
– В прошлом году весной я выпустила свой девятый класс, с которым у нас сложились очень теплые отношения, а уже в сентябре взяла пятиклашек, которые собрались абсолютно с разных классов. Мне сначала было трудно перестроиться на этот возраст, а у детей тем временем шло отстаивание личных границ: прошлые лидеры разных классов мерились силами в одном коллективе. Пришлось принимать большие усилия по сплочению ребят, и сейчас я уверенно могу сказать, что на сегодняшний день это мои любимые дети шестого «Г» класса, – рассказывает учитель.
Школа – это не здание, а люди
Помимо педагогической деятельности, Анна Михайлова проводит большую внеурочную работу: выезжает с учениками на природу, в кино, организует праздники и школьные чаепития, играет в активные игры и даже была с ребятами на вечерней дискотеке. Анна Алексеевна делает это не для галочки, а потому что ей самой по душе такое общение. Она считает важным проводить с воспитанниками время за стенами школы.
– Регулярно напоминаю своим ребятам, что для них я всегда на связи. И если вдруг случается у них что-то, чем они не могут поделиться с родителями, они знают, что в любой момент могут обратиться ко мне за советом или помощью, – делится Анна Алексеевна.
Домашка для учителя
В этом учебном году педагог работает только во вторую смену. Тем не менее график расписан по минутам. Проверка тетрадей, общение с родителями учеников, подготовка к урокам и классным часам – неотъемлемая часть каждодневного труда школьного учителя.
– Рабочий день начинается рано и заканчивается поздно, вне зависимости от того, в какую смену надо выходить, – улыбается Анна Алексеевна. – При этом я всегда напоминаю ребятам, что учителя также как и школьники, готовятся дома к урокам.
Свой уровень знаний педагог повышает регулярно. Удобно, что сейчас это можно делать онлайн, в любое свободное время. Кроме этого в школах часто проходят открытые уроки, на которых учителя делятся своими профессиональными секретами. Да и к коллегам родной школы в случае необходимости всегда можно обратиться за советом.
Отметим, что в прошлом году Анна Михайлова получила первую квалификационную категорию.
Что самое сложное в профессии учителя? Анна Алексеевна на этот вопрос отвечает так:
– Вспоминая самый первый рабочий день в школе, я думала, что будет трудно поладить с детьми, научить их чему-то. Однако спустя годы поняла: самое сложное – это общение с родителями учеников. Для каждой мамы её ребёнок – самый лучший и любимый. Не каждый взрослый готов услышать критику в адрес своего чада, правильно воспринять информацию и прислушаться. Бывает, возникают недопонимания. К счастью, с родителями моих шестиклассников у нас сложились хорошие взаимоотношения. Они очень отзывчивые, понимающие и лёгкие на подъём. Всегда готовы прийти на помощь, поддержать, организовать какое-то общее мероприятие. Очень благодарна им за это, – говорит Анна Алексеевна.
Робот никогда не заменит человека
У педагога много планов на будущее. Она постоянно стремится строить уроки так, чтобы ребята легко запоминали информацию, приходили на занятия с желанием узнавать что-то новое, а не вздыхали с тоской: «Опять этот русский…».
Помимо изучения обязательной школьной программы, проведения насыщенных классных часов, участия в конкурсах и олимпиадах, у учителя на этот год запланированы экскурсии, праздники и другие интересные мероприятия с воспитанниками.
Анна Алексеевна верит в то, что в ближайшем будущем классы модернизируют, появятся новые интересные технологии, которые смогут как упрощать работу учителей, так и делать уроки для детей ещё более впечатляющими. При этом, по мнению педагога, не один механизм или робот не сможет заменить живое человеческое общение между учителем и учениками.
Ещё Анна Михайлова надеется, что кто-то из её воспитанников захочет в дальнейшем пойти по ее стопам, станет учителем. Как когда-то и она, глядя с восхищением на своего первого преподавателя, сделала самый важный выбор в жизни.
От редакции: Труд педагога требует от человека не только больших знаний, но и душевных сил, выдержки. Радует, что, несмотря на сложности, во все времена находились люди, которые выбирали для себя стезю учителя. Мы решили весь этот месяц посвятить работникам образования Владивостока. В знак благодарности за ваш благородный труд.
Ольга ЖУРАВЕЛЬ
Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Анны МИХАЙЛОВОЙ