В течение этого года, объявленного президентом Владимиром Путиным Годом семьи, мы знакомим наших читателей с семейными династиями учителей, спортсменов, воспитателей, которые живут в нашем городе и работают на благо его жителей.
Сегодня в гостях у «В» Екатерина Бакшук, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 82 г. Владивостока, и ее дочь, Светлана Бакшук, учитель русского языка и литературы той же школы.
Как бы не менялся наш мир, профессия учителя была и остается одной из самых важных и востребованных. Это труд непростой, но очень благодарный. Именно учителям доверено не только делиться знаниями с детьми, но и формировать их ценности, развивать важные навыки, которые непременно пригодятся во взрослой жизни.
Встреча с семьей педагогов состоялась в стенах общеобразовательной школы № 82, что расположена в микрорайоне Снеговая Падь. Здесь более 10 лет работает учителем начальных классов Екатерина Бакшук, а ее дочь Светлана, которая училась здесь же, спустя несколько лет вернулась в родную школу в качестве педагога.
О том, как сложилась эта учительская династия, расскажем далее.
Профессию выбрала в детстве
Екатерина Юрьевна признается, что профессию учителя выбрала для себя ещё в детстве. У школьницы были замечательные педагоги – первая учительница Цветкова Зоя Николаевна и классный руководитель в старших классах Белова Тамара Александровна. Именно их любовь и интерес к преподаванию, искреннее отношение к своим учениках оказали большое влияние на выбор нашей героини.
– Мои учителя были для меня самыми лучшими – добрыми, искренними, настоящими профессионалами своего дела. И я всегда ими восхищалась, – рассказывает Екатерина Бакшук.
После окончания средней школы в 1988 году она поступила в Старицкое педагогическое училище, что в Тверской области. Спустя четыре года, получив диплом учителя начальных классов, устроилась работать в общеобразовательную школу в Калининграде.
О своем первом рабочем дне в школе Екатерина Юрьевна сейчас вспоминает с улыбкой:
– Очень хорошо помню первый рабочий день. Я поднималась по ступенькам школы, а ребята десятиклассники пошутили и спустили меня в прямом смысле этого слова на пару ступенек вниз, сказав: «Новенькая, наверно, тебе в другой вход». На мой ответ, что я учитель, стоял такой хохот, что мне казалось, громче не бывает. В той неловкой ситуации меня спасла завуч Алла Андреевна. Она и стала моим первым наставником, многому научила меня в первые два года работы.
На сегодняшний день педагогический стаж Екатерины Бакшук – 32 года. Она уже выпустила семь классов.
Учитель работала не только в разных школах, но и в разных городах страны, ведь ей, жене военнослужащего, приходилось нередко менять место жительства и место работы. Очень приятные воспоминания связаны у нее со школой в Вилючинске, где, по ее словам, работают достойные, сильные, отзывчивые педагоги. Екатерине Юрьевне довелось поработать и с малышами в детском саду. За этот опыт она тоже благодарна судьбе.
С особым теплом педагог рассказывает о работе в Гимназии № 259 города Фокино:
– Очень многому я научилась именно в этой школе у своих старших коллег, особенно благодарна директору Иляхиной Галине Николаевне за ее отзывчивое, доброе отношение и профессионализм.
Научить учиться
В 2015 году, переехав во Владивосток, Екатерина Бакшук устроилась в среднюю школу № 82, где и работает по сей день.
В прошлом учебном году она взяла шефство над первоклашками, чтобы обучить новых ребят азам школьных знаний и достойно проводить во взрослую школьную жизнь.
О своих педагогических секретах в работе с учениками Екатерина Юрьевна рассказывает:
– Прежде чем зайти в класс, очень важно правильно себя настроить. Каким бы не было душевное состояние, какие бы проблемы не терзали меня, дети не должны этого видеть. Всегда приветствую ребят улыбкой и стараюсь поймать общую волну в классе.
Нередко на занятиях школьники играют. Пальчиковые игры, игры на развитие крупной моторики позволяют педагогу удерживать внимание учеников. Помимо этого, педагог считает важным развивать фантазию у детей. Уроки с элементами творчества всегда интереснее.
– Очень важно в начальной школе научить детей учиться. Они должны уметь сосредотачиваться, выполнять задания до конца. Учителю необходимо проявлять терпение, выдержку, доброжелательность в общении с детьми, – уверена Екатерина Юрьевна. – Если в начальной школе удалось научить детей ответственности, дисциплине, то в старшем звене учителям легче наладить учебный процесс.
Похожих уроков не бывает
Екатерина Бакшук преподаёт во 2 «Б», в классе 34 ученика. Нагрузка немалая. Темы нужно объяснять так, чтобы каждый ребенок понял, заинтересовался. Несмотря на внушительный педагогический опыт, учитель основательно готовится к каждому занятию. А это пять разных предметов ежедневно. Большую часть времени, по словам педагога, занимает подготовка к урокам музыки, ИЗО и технологии.
Помимо этого, в работу Екатерины Юрьевны входит составление программы обучения, календарно-тематическое планирование, заполнение электронного журнала, ежедневная проверка домашнего задания, планирование воспитательной работы, ведение ряда документов для медработника, социального педагога, также обязательны отчеты о проделанной работе.
Больше всего из списка выше педагогу нравится календарное планирование и подготовка к занятиям.
– В своей работе я опираюсь на готовые учебные разработки, чаще всего план урока составляю сама, мне важно пропустить все через себя, прочувствовать, как это работает, как воспримут ту или иную информацию дети, – говорит Екатерина Бакшук.
Учитывая возможности современных технологий, на своих занятиях учитель использует презентации, фрагменты интересных видеоуроков своих коллег, аудиозаписи. Ни один ее урок не похож на предыдущий.
Совместная деятельность – залог успеха
Воспитанники Екатерины Юрьевны принимают активное участие в образовательных мероприятиях различного уровня – олимпиадах, школьных и городских конкурсах.
Среди ребят есть победители творческих конкурсов, городской научно-практической конференции, конкурса чтецов.
Помимо этого, педагог проводит мероприятия для детей в классе: интеллектуальные игры, викторины, совместные просмотры фильмов, чаепития.
– Когда с ребятами взаимодействуешь не только на уроках, то находить общий язык с ними становится проще. Совместные выезды, соревнования, экскурсии, походы в лес, в кино, даже уборка школьной территории влияют на сплочение нашего коллектива, – уверена педагог
Сотрудничество с родителями – также неотъемлемая часть работы школьного учителя. Со взрослыми людьми со своими устоявшимися взглядами на многие вещи ладить порой бывает сложнее, чем со школьниками.
– Отношения с родителями складываются с самой первой встречи, с первого родительского собрания. Сначала каждый учитель проходит сканирование – внешний вид, речь, правила и требования педагога – папы, а особенно мамы, как правило, обращают внимание на все, – с улыбкой рассказывает Екатерина Бакшук. – Это нормально, ведь родителям важно знать, кто обучает их детей, проводит с ними большую часть дня. В нашем классе налажено отличное взаимодействие, мы сообща решаем текущие вопросы, довольно хорошо общаемся и за пределами школы.
У работы много плюсов
Несмотря на то, что занятость у нашей героини, как и у большинства учителей, почти круглосуточная, она регулярно повышает свой уровень знаний. Раз в три года проходит обязательное обучение, в течение каждого учебного года посещает семинары, методические объединения, на которых учителя обмениваются своим опытом работы. Вебинары, онлайн- конференции также обязательны.
Несколько лет назад Екатерина Юрьевна участвовала в педагогическом конкурсе мастерства «От призванию к признанию», в котором заняла почетное третье место.
О своих учениках и о плюсах работы школьным учителем Екатерина Бакшук говорит:
Мои ученики – любознательные, эрудированные, общительные и веселые ребята, поэтому самый главный плюс работы в том, что в школе не бывает скучно. Дети порой высказывают такие комментарии, что не улыбаться невозможно. Ну и, конечно, приятно осознавать, что ты даешь знания, помогаешь обрести уверенность в себе, ведь дети – наше будущее. И очень здорово быть причастной к воспитанию будущего поколения.
Есть и еще важный плюс работы учителем – длительный отпуск летом. Педагог признается, что школьные каникулы любит не меньше, чем сами ученики их родители.
– Хоть учителя и работают в каникулы, но немного и отдыхают от обычного темпа, от шума. В эти дни есть возможность пообщаться с коллегами, что-то почитать, спланировать. Летние каникулы, конечно, самые любимые и долгожданные для всех.
У Екатерины Юрьевны много планов на этот учебный год. Она подготовила для ребят не только интересные занятия, но и спланировала ряд других мероприятий – конкурсы, экскурсии, праздники, походы. Ведь ее ученикам такая активность всегда по душе.
Дочь – продолжатель семейной династии
Екатерина Бакшук состоялась не только в профессии. У нее дружная семья, а дочь Светлана пошла по стопам мамы и стала школьным учителем.
– У нас в семье со стороны мужа много педагогов – Светина бабушка – учитель русского языка и литературы, сестры бабушки тоже учителя, прабабушка – учитель начальных классов, оба прадедушки – директора школ, двоюродный дядя также в образовании. Несмотря на это, я не предполагала, что дочь решит стать учителем, честно признаюсь, для меня это стало неожиданностью, – говорит Екатерина Юрьевна. – Точно знаю, что у дочки все получится, она самостоятельная и целеустремленная. К тому же в школе у нее прекрасный опытный наставник – Голоскова Галина Николаевна.
Отвечая на вопрос о том, как она приняла решение стать учителем, Светлана Бакшук рассказывает:
– Я представляла себя учителем еще в детстве, но тогда всерьез не думала, что пойду по этому пути, не знала какой предмет буду вести. Перед глазами всегда был пример мамы, я видела, как ей нравится ее работа, но мечта у меня тогда была другая… хотела стать стюардессой.
После окончания 11 класса Светлана поступила во ВВГУ (бывший ВГУЭС) на специальность «Сервис на транспорте». Учиться ей нравилось, но к третьему курсу студентка решила изменить вектор образования – переучилась на преподавателя русского языка и литературы.
– Наш педагог во ВГУЭСе, Коноплева Нина Алексеевна, научила нас определять тип личности человека для успешной коммуникации. Именно тогда я поняла свой тип и осознала, что учитель – профессия, которая подходит мне больше всего, – продолжает Светлана Тарасовна. – Для преподавания я выбрала русский язык и литературу, во-первых, потому что эти дисциплины мне всегда легко давались, а во-вторых, следуя примеру моей любимой бабушки, которая вела эти предметы в школе.
Возвращение в родную школу
На сегодняшний день Светлана Бакшук – молодой специалист. Получив высшее образование, она вернулась в родную школу спустя несколько лет. Прошлый учебный год был для нее очень насыщенным и довольно трудным. Сейчас учитель ведет уроки русского и литературы у шестиклашек. Всего три класса и в каждом, по ее словам, свои правила и атмосфера, поэтому часто возникает необходимость подстраиваться под настроение ребят.
Как и большинство учителей свой самый первый урок Светлана вспоминает с волнением:
– Первым уроком стала литература, причем в классе, где я являюсь классным руководителем. Все 40 минут я очень переживала, боялась, что детям скучно или ничего не понятно. В конце занятия я спросила их: «Вам было интересно?» На что получила ответ: «Да, кстати, интересный был урок.» Эти слова по-настоящему успокоили меня.
Педагог признается, что сама до определенного возраста к литературе относилась довольно равнодушно. Читала, но без особого энтузиазма. Однако в старших классах произведение Александра Куприна «Гранатовый браслет» настолько тронуло ее, что она посмотрела на школьный предмет другими глазами, стала читать не только по программе, но и для себя.
– Мой любимый автор Тилли Коул. Она пишет романы, которые заставляют меня плакать, ее произведения помогают мне расслабиться и оставаться счастливой и жизнерадостной, – рассказывает Светлана Бакшук. – Когда я начинала работать, то думала, что детям, как и мне когда-то, литература не очень интересна, но оказалось, что многие ученики читают все, что мы проходим, а некоторые произведения уже прочитали на летних каникулах. Думаю, что это заслуга родителей, которые привили детям любовь к чтению. Это меня, конечно же, радует.
Светлана Тарасовна регулярно посещает городские конференции, которые для молодых специалистов организует управление по работе с муниципальным учреждениями образования. На них она повышает свой уровень знаний, общается с коллегами из других школ.
– Пока я не обзавелась какими-то собственными педагогическими секретами, но всегда прислушиваюсь к советам более опытных педагогов, в том числе к советам мамы, – говорит учитель. – Думаю, что самое важное – любить свой предмет, тогда и детям захочется его узнать.
В классе Светланы Бакшук 33 ученика. Порой среди детей случаются конфликты, но благодаря командной работе с родителями их удается быстро решать. Учителю важно сохранять дружеские отношения между ребятами.
– Для сплочения коллектива мы с родительским комитетом организуем разные поездки: экскурсии, выставки, походы в кино и театр. В прошлом году больше всего детям запомнился выезд в лес, собираемся повторить его этой осенью, – рассказывает Светлана. – Добавлю, что подобрать ключик к отдельному ученику не так сложно, гораздо труднее находить общий язык с целым классом и устанавливать дисциплину. Для этого я предложила ребятам написать правила, которые непременно должны выполняться в их классе. И напоминаю про них, когда становится шумно.
Молодому педагогу работа по душе. Ей нравится учиться и развиваться в профессии, привлекает возможность раскрывать свой творческий потенциал. Далеко в будущее она пока не заглядывает, но очень надеется, что сможет стать хорошим педагогом.
Несмотря на то, что мама и дочь работают в одном учебном заведении, обе признаются, что в школе общаются мало. «Порой и не видим друг друга, некогда», – говорят они.
Все рабочие вопросы педагоги обсуждают дома, сейчас это главная тема их бесед.
– Мне определенно нравится работать с мамой в одном коллективе, – говорит Светлана. – Сперва у меня было очень много вопросов, а у мамы, к счастью, на все вопросы были ответы. Благодаря ее поддержке я быстро влилась в профессию. Каждый раз, когда я прохожу мимо ее кабинета, у меня всегда поднимается настроение.
Ольга ЖУРАВЕЛЬ
Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Екатерины и Светланы БАКШУК