Дарья Николенко, учитель начальных классов и советник директора по воспитанию «Гимназии № 2» г. Владивостока

Сегодня в гостях у «В» молодой, но очень амбициозный и талантливый специалист – Дарья Александровна, педагог начальной школы и советник директора по воспитанию «Гимназии № 2»

Профессия педагога заинтересовала нашу героиню, когда она сама еще была школьницей. В 10-м классе Дарья стала задумываться о работе в этой сфере – вдохновили хорошие примеры ее собственных учителей. «Глядя на своих педагогов, я поняла, что хотела бы в будущем быть похожей на них, делиться знаниями с другими», – вспоминает она.

В школе Дарья работает почти три года. Девушка признается, что общение с детьми стало для нее стилем жизни. «Школа всегда привлекала меня своей динамичностью. Будучи учителем, я постоянно обучаюсь и открываю для себя новые горизонты возможностей», – делится педагог.

Мы спросили: «Что значит быть советником? Чем эта должность отличается от привычного нам понятия “завуч”? Какими секретами пользуются учителя, чтобы вовлечь в занятие каждого ребенка? Плохо ли, что современные школьники погружены в мир технологий?». Делимся ответами с вами.

«Создаю условия для творческой самореализации каждого ребенка»

Дарья Александровна, расскажите, какое высшее учебное заведение вы окончили?

– В 2021 году очно окончила ДВФУ по специальности «Экономическая безопасность» и очно-заочно – филиал ДВФУ в Уссурийске по специальности «Педагогическое образование, начальное образование». В 2024 году также окончила магистратуру по специальности «Клиническая логопедия».

Почему с ребятами младшего возраста Вам интереснее работать, чем со школьниками постарше?

– Мне нравится работать с учениками начальной школы из-за их детской непосредственности, жизнерадостности, креативного мышления. С детьми помладше можно проводить время, как в летнем лагере: использовать различные игропрактики, выполнять отрядные дела, разучивать девизы и кричалки. Пожалуй, самое интересное в работе с младшими школьниками – наблюдение за тем, как формируется детский коллектив.

Признаюсь, в процессе своей педагогической карьеры я поняла, что мне все-таки ближе работа с детьми среднего и старшего школьного возраста. Скорее всего определенное влияние на мое отношение к работе оказала должность советника, на которой я больше взаимодействую с ребятами старшего возраста.

Есть мнение, что современные дети с раннего возраста погружаются в виртуальный мир, уделяют больше времени смартфонам и играм, чем реальной жизни. Так ли это? И если да, то как Вы оцениваете эту тенденцию? Может ли педагог на нее повлиять?

– Да, действительно, ребята с раннего возраста начинают осваивать гаджеты. Эта тенденция вполне приемлема, если направить её в правильное русло. Ведь даже современные педагоги проводят очень много времени в смартфонах, общаясь в рабочих чатах, занимаясь подготовкой к урокам и созданием контента для школьных сообществ в социальных сетях.

Педагог может на собственном примере показать все те возможности, которые даёт смартфон школьникам, например, для успешного освоения образовательной программы. Перед учениками гаджеты открывают новые возможности для саморазвития: онлайн-курсы, образовательные порталы, научные статьи и многое другое. Все вышеперечисленные ресурсы при грамотном подходе могут оказать очень благоприятный эффект на современных школьников и повысить их уровень успеваемости.

Какие методики Вы используете на занятиях, чтобы ребята не уставали и с интересом погружались в тему урока?

– Главной методикой в моей работе с младшими школьниками является КТД – коллективное творческое дело. Используя в работе данный вид совместной деятельности, я создаю необходимые условия для творческой самореализации каждого ребенка. Также на уроках в начальной школе использую различные игропрактики, опыт проведения которых я переняла у коллег, работающих во всероссийских детских центрах. Игра – отличная возможность вовлечь детей в любой вид деятельности, научить их взаимодействию друг с другом и сделать процесс обучения более интересным.

Советник – друг, наставник и проводник

Дарья Александровна, Вы также занимаете должность советника директора по воспитанию. Чем это отличается от завуча?

– Я работаю на должности советника второй год. Советник – друг, наставник и проводник для учеников в мир возможностей.

Главной отличительной особенностью работы советника от работы завуча является исключительно взаимодействие с детскими общественными объединениями: орлята-наставники, активисты-волонтеры, совет первых и ученическое самоуправление. Советник директора создает необходимые условия для участия детей в проектах, конкурсах, соревнованиях различных уровней – от муниципального до всероссийского. Работа, выполняемая советником, позволяет ученикам организовывать свою школьную жизнь не только исходя из плана воспитательной работы, но и с учетом потребностей современной молодежи.

– Какие у Вас обязанности? Как Вы пришли к этой должности? 

– Перечислю некоторые свои обязанности: организация и проведение мероприятий, взаимодействие с гимназическими объединениями, работа с родительским сообществом, ведение госпабликов.

Весной 2023 года администрация школы предложила мне пройти конкурс «Навигаторы детства 2.0». После успешного прохождения конкурсного отбора мне было предложено пройти курс обучения на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. По окончании обучения в сентябре 2023 года я приступила к выполнению своих рабочих обязанностей на новой должности.

Так много всего! Сталкиваетесь ли Вы с выгоранием на работе? Если да, как находите в себе силы? Что можете порекомендовать коллегам, которые тоже устают?

– По правде говоря, с ситуацией выгорания в своей работе я не сталкивалась, что меня сильно радует. Всегда стараюсь держать себя в руках и поддерживать стабильность своего эмоционального состояния. Мне помогают отвлечься от рабочей рутины спорт, походы, путешествия, а также участие в образовательных форумах и конференциях.

Я получаю вдохновение, когда вижу результаты своей работы и искреннее желание детей стать частью большой дружной команды единомышленников.

Избежать выгорания можно. Для этого следует находиться в гармонии с собой, прислушиваться к себе и своим потребностям, находить время на отдых и больше контактировать с друзьями и семьей.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА