Сегодня жители города повсюду – и на специальных стендах, и в транспорте, и в социальных сетях, и на сайтах – могут увидеть объявления о наборе водителей в муниципальное транспортное предприятие МПВ «ВПОПАТ № 1». Корреспондент «В» узнал, как проходит процесс трудоустройства новых водителей автобусов Владивостока, и какие требования предъявляет предприятие к своим сотрудникам.
Иногородним предоставляют общежитие
Водитель автобуса – одна из ключевых профессий в транспортной сфере, и на предприятии к этому вопросу относятся с особым вниманием. Благодаря активной информационной кампании по набору водителей только в октябре в организацию пришли 30 кандидатов. Из них 16 уже вышли на линию, а 14 еще находятся в процессе оформления. Среди претендентов есть люди с опытом работы на общественном транспорте, а есть и те, кто недавно получил категорию D.
– У нас есть два способа повысить водительскую квалификацию. В первом случае человек, находящийся в статусе безработного, приходит на биржу труда и учится в автошколе на базе нашего предприятия. Во втором случае человек сам оплачивает курсы, стоимость которых составляет 50 тысяч рублей. После отработки первых трех месяцев предприятие компенсирует 50% потраченных денег на обучение, а следующие три месяца – еще 50%, – рассказывает генеральный директор предприятия Алексей Яньшин.
Предприятие привлекает работников из других регионов России. Что касается иностранных граждан, то им необходимо получить разрешение на временное проживание (РВП) и иметь российское водительское удостоверение. Принимать на работу людей с патентом на общественный транспорт запрещено.
– У нас на предприятии работают восемь граждан Киргизской Республики в качестве водителей автобусов. Согласно договорам, граждане стран Таможенного союза ЕАЭС, таких как Киргизия, Белоруссия и Казахстан, могут работать в России со своими национальными правами, – поясняют во ВПОПАТе.
Заработная плата от 100 тысяч рублей и возможность переехать жить в крупный город у моря делают это предложение очень привлекательным для многих.
– Иногородние работники, нуждающиеся в проживании, обеспечиваются местами в общежитии. Условия проживания комфортные, за порядком следят, есть комендант и охрана, – рассказывают на предприятии.
Права, обязанности и бонусы
Что может получить от предприятия работник ВПОПАТ? В организации строго следуют установленным государственным гарантиям трудовых прав и свобод. Создаются благоприятные условия труда, сотрудникам выдают специальную одежду, а по итогам месяца выплачиваются зарплата и премия. Водители обязательно проходят медицинский осмотр, а автобусы – предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния.
– В первую очередь важен возраст. Потенциальному кандидату должно быть не меньше 21 года. Медкомиссия у нас гораздо шире, чем на других предприятиях. Ее проходят в медицинских учреждениях, с которыми мы заключили договоры. Кроме того, водители проходят тесты на знание правил дорожного движения и собеседование. На весь процесс уходит месяца полтора, – поясняет генеральный директор МПВ «ВПОПАТ № 1».
Каждый новый сотрудник начинает работать на маршруте вместе с наставником. Опытный водитель объясняет все нюансы маршрута, учит, где вовремя перестроиться, показывает, какие участки считаются аварийными, как правильно реагировать на сообщения системы автобуса.
– Сейчас мы начинаем освобождать водителей от обязанности принимать оплату за проезд. В 11 автобусе уже стоят валидаторы в салоне. Во многих автобусах появились QR-коды, через которые тоже можно произвести оплату. При первом наведении смартфона необходимо скачать специальную программу на телефон. В дальнейшем достаточно будет просто навести камеру и подтвердить оплату, – рассказывают во ВПОПАТе.
После рейса водителю нужно навести порядок в своей кабине. Кузов и салон проходят через мойку уже без его участия. Водитель после рейса отдает автобус перегонщику, который уже заботится о машине. А если автобус ставят на ремонт, то водитель ездит на подменном транспорте и не теряет в заработке. Хотя водители предпочитают оставаться рядом со своим автобусом, пока его ремонтируют – привыкают к своей технике.
– Администрация города регулярно закупает новые автобусы. К примеру, сейчас заключен контракт на закупку 30 автобусов марки «МАЗ». Новые машины снабжены как системой отопления, так и кондиционерами. В эксплуатации «МАЗы» очень хорошо показали себя на нашем рельефе и в нашем климате, при этом они достаточно просты в плане ремонта, – дают оценку новым машинам сотрудники ВПОПАТа.
Каждый водитель может выбрать удобный для себя график и маршрут. Есть люди, которым удобно работать два дня через два, кому-то нужен один выход и два дня отдыха. В зависимости от количества смен получают заработную плату. К тому же ежемесячно к основному заработку идет поощрение из премиального фонда. Получают надбавку практически все, кто выполняет задачи руководителя.
– Первое требование – это чистое рабочее место. Я сам лично часто осматриваю кабины водителей. Также важно обязательно находиться на маршруте в форменной одежде, не конфликтовать с пассажирами и коллегами. И, конечно, не совершать ошибки на дороге, не провоцировать ДТП, – поясняет генеральный директор предприятия Алексей Яньшин.
Кроме всего прочего, водитель общественного транспорта получает еще и дополнительные 12 дней к законному отдыху. За год получается 48 дней оплачиваемого отдыха. Плюс есть возможность подработать на заказных перевозках или уплотнить график. Достаточно об этом сообщить руководству.
Пол не имеет значения
Во ВПОПАТе с удовольствием принимают на работу водителей обоих полов. На некоторых маршрутах во Владивостоке можно увидеть женщин за рулём, сотрудники предприятия отзываются о них с большим уважением. Сейчас среди кандидатов на должность водителя также есть женщины, что вызывает ещё больший интерес.
– Кадровый дефицит связан прежде всего с возросшим грузопотоком в городе. Дело в том, что с категорией D берут дальнобойщиков и в порты на погрузчики, а здесь ты везёшь людей. Ответственность выше, а заработок такой же.
В целом рынок труда сейчас выглядит примерно так по всей стране. А тут еще власти начали ужесточать миграционную политику. Дело нужное, но с кадрами начались проблемы. К примеру, в европейских регионах страны 70% водителей на рынке составляли мигранты. В Приморье, конечно, немного другие цифры. У нас 70% – это россияне, а 30% – граждане других государств. Но все равно проблемы возникли и весьма ощутимые, – комментируют на предприятии.
Когда только запустили и начали обкатывать новый маршрут № 11 на Русский остров, руководители «ВПОПАТ № 1» просили водителей выйти дополнительно поработать или подменить товарищей.
– Некоторые выходили на неполный день – с утра до обеда или вечером, чтобы отработать в часы пик. Сейчас на Русском стало проще с 11-м маршрутом. Если в прошлом году это было 20 единиц техники большого класса, то сейчас получается в среднем около 26 единиц. Это три маршрута: 15, 77 и 11, – поясняет генеральный директор ВПОПАТ.
Кроме того, на предприятии есть разделение водителей по классу автобусов. В первой автоколонне числятся лучшие из лучших, самые опытные, у них автобусы большого класса. И заработок у них немного выше. Во второй автоколонне новички. Они всегда ездят на машинах среднего класса: «ЛиАЗы», «Нексты», «ПАЗы».
– Есть разница водить машину в 7 метров или сесть за руль 12-метрового автобуса. Для этого ты должен соответствовать требованиям – к тебе не должно быть вопросов по правилам дорожного движения, по чистоте рабочего места и так далее, – говорят во ВПОПАТ.
Кстати, во Владивостоке общественный транспорт готовят к введению брутто-контрактов как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах России. Все компании за перевозку пассажиров будут получать компенсацию от администрации города, исходя из количества рейсов и километража, а вот все средства от пассажиров будут поступать в городскую казну напрямую. В этом случае можно ожидать возвращения на маршруты контролеров
.
Вакансии могут и закончиться
Предприятие большое, но как утверждают в отделе кадров МПВ «ВПОПАТ № 1», вакансий не так много. Штат укомплектован, текучки нет. Из специалистов, которые требуются, остались самые дефицитные – водители и автослесари.
– Приходят без опыта, мы учим. Вот пришёл студент на практику и после диплома остался. Заработок у специалистов хороший, работа у слесарей в две смены. Есть дневная и ночная. Инструменты, оборудование современные, новые, выдаем рабочую одежду, даем наставника, – говорят на предприятии.
Куда обращаться по вопросам трудоустройства?
Можно подойти на предприятие по адресу ул. Адмирала Корнилова, 15а. Или позвонить по телефонам: 8 (914) 672-43-93, 8 (4232)236-03-60.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА