Маги из библиотеки № 4: «обычное» муниципальное учреждение стало центром освоения новейших технологий во Владивостоке

Художник, педагог и руководитель двух творческих объединений для детей и школьников во владивостокской муниципальной библиотеке № 4, Елена Шибанова, создает с детьми театр теней и учит 3D-моделированию.

Елена закончила ВВГУ по специальности дизайн, затем работала в Приморском краевом театре кукол художником-бутафором, а с января 2024 года стала сотрудником муниципальной библиотеки. В этом же году она приняла участие во всероссийском   конкурсе «ArtMasters» в компетенции художника театра кукол, стала финалистом и побывала в Москве, где работала над своим проектом в мастерских Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова.

Оживляя тени

Говоря о «Театре теней», первым в воображении всплывает Южный китайский театр под открытым небом Ван Тен Сина во времена владивостокской Миллионки, где не всегда в роли актеров выступали марионетки, были и живые люди, игравшие за ширмой.  Впоследствии это стало отдельным направлением театра, потому и увлечение современным «Театром теней», конечно, дает отсылку в прошлое, но вобрав этот опыт, создается заново.

Так, в библиотеке № 4, что на Светланской, 205, однажды решили увлечь детей этим древним искусством. Попробовали, понравилось. Новую главу в деятельности книжного храма открыла Елена Шибанова. Теперь каждую неделю по субботам дети от шести лет с азартом ждут занятий в театре, чтобы на ширме разыграть свое представление с помощью кукол, сделанных своими руками.

«Задачи, которые мы ставим перед собой в каждой новой постановке, уникальны. Невозможно взять готовое решение, чтобы просто использовать его, – рассказывает Елена Шибанова. – Приходится всегда придумывать что-то, рождать разные варианты для решения той или иной сценарной задачи, а потом пробовать в деле. Например, был запрос на цветных кукол в театре теней. Я нашла бумагу, которая, как мне показалось, может нам помочь, и на занятии мы попробовали её в деле в разных вариациях. Теперь в новом спектакле мы сможем сделать цветных кукол».

С января этого года «Театр теней: истории с книжных полок» поставил четыре полноценных спектакля: «Олень-Солнце», «У Лукоморья…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», а также спектакль «Кошкин дом» по оригинальной пьесе приамурского поэта Давида Загирова вне стен библиотеки совместно с молодежной галереей «Порт» в «Матросском клубе».

Прежде чем поставить спектакль, что, конечно, является кульминацией занятий, дети читают сказку либо какую-то историю, посвящают этому произведению от четырех до шести занятий: сочиняют пьесу, продумывают и создают кукол, рисуют декорации, афишу, учат роли и репетируют.

«У нас есть разные темы, в зависимости от них – разные сценарии занятий. Иногда мы занимаемся освоением какой-нибудь новой техники создания кукол. В такие дни мы просто изучаем, как работает технология, какие возможности она нам даёт. Иногда делаем небольшие театральные этюды по коротким рассказам, стихам или по тем сюжетам, которые ребята придумывают сами. Тогда получаются небольшие спектакли для сотрудников библиотеки и родителей», – делится с корреспондентом «В» руководитель объединения.

На предыдущем занятии дети уже прочитали сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», теперь им предстоит подготовка к спектаклю, а премьеру планируют в конце ноября.

Фэнтези из пластика

Братья-близнецы, девятиклассники Руслан и Роман Шевченко, сразу после школы в любой день недели спешат в библиотеку, чтобы распечатать на 3D-принтере персонажей «Властелина колец», ставших героями популярной у школьников игры «ДНД». Это настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном. Впервые была издана в 1974 году. Присутствие различных фантастических существ позволяет сравнивать Dungeons & Dragons с творчеством Дж. Р. Р. Толкина, хотя Гайгэкс утверждал, что влияние романа «Властелин колец» было незначительным, а использование его элементов – всего лишь маркетинговый ход. Но время показывает, что именно герои книги Толкина вдохновляют современных школьников. Руслан Шевченко и сам создает свое «фэнтези» – свои миры и своих персонажей. Чем не первый шаг в мир писателя-фантаста? А 3D-принтер распечатывает фигурки, делая игру более реалистичной.

«Ребята печатают фигурки, которые нужны им для игр, проводимых в библиотеке. Они достаточно хорошо знают, как обращаться с оборудованием, периодически участвуют в занятиях, помогают младшим», – говорит педагог лаборатории.

Каждое воскресенье на занятия приходят пять человек. Это максимальная посадка в мастерской для комфортной и слаженной работы.

«Дети приходят, и мы решаем, кто чем займётся. У кого есть понятная задача, тот садится за компьютер и работает над ней. А у того, кто посещает занятия нерегулярно, я узнаю, чем бы он хотел заняться, что хотел бы смоделировать. Показываю простую программу, которую можно быстро освоить, объясняю основной функционал и принципы работы, – говорит Елена. – Когда работу завершают, я проверяю, корректная ли получилась модель, говорю какие нужно внести коррективы, чтобы всё качественно распечаталось, потом готовим файл к печати и печатаем».

На занятиях Елена Шибанова учит детей 3D-моделированию и обращению с 3D-принтером. Учит искать информацию – как составить запрос в интернет, чтобы найти нужные советы, как понять, какие из них бессмыслица, а какие реально работают.

Шахматы своими руками

На ближайшем занятии лаборатории-мастерской «FABLAB» ребята продолжат разработку 3D-моделей шахмат, а затем распечатают их на принтере. Какими получатся шахматы, сказать пока трудно, здесь нет эскизов. За основу взяты привычные нам фигуры, но с дальневосточным акцентом – тигр в прыжке, змея в кустах, орел в полете, место короля занимает кедр, а ферзя – большой человек. В игре есть дополнительное правило – проигрывает не только тот, у кого срубили кедр, но и тот, кто потерял всех простых людей – пешек.

«Есть вот такой аутентичный сюжет игры в шахматы. Практически нигде про эту версию нет информации, – комментирует наставник. – Эскизы мы не разрабатывали, это просто процесс. Моделирование происходит из простых форм, каждую из которых можно передвинуть и сделать композицию лучше, отмотать действие назад и т.д. Здесь не требуются никакие эскизы, нужно просто сидеть и пробовать. Я даю ребятам полную творческую свободу во всём, что касается внешнего вида фигур. Они пробуют, тестируют, вносят правки. Мне важно, чтобы у них сохранялась мотивация изучать программу и экспериментировать. Так что общих эскизов нет, я думаю через пару занятий все фигуры будут доделаны, тогда мы устроим им фотосессию».

«Театр теней» находится в состоянии успешной реализации. Молодой и увлеченный специалист библиотеки, художник и наставник Елена Шибанова старается. Для нее это новое действо, она учится, осваивает. Мы рады, что появился театр и 3D-принтер, мы конечно, гордимся и приветствуем новые формы работы городских библиотек столицы Дальнего Востока», – говорит заместитель начальника управления культуры администрации г. Владивостока Татьяна Баринова.

В ногу со временем

«К нам в библиотеку пришла молодежь для того, чтобы осваивать новейшие технологии. И это здорово! У нас есть возможность, используя оборудование, совместить игру, творчество и знания», – отмечает заведующая библиотекой № 4 Татьяна Рюмина.

Отвечая на вопрос о том, почему Елена выбрала работу в библиотеке, она говорит:

«Считаю, что на современных детей свалилось слишком много: школа, занятия в различных кружках, секциях… Я стараюсь выстроить процесс так, чтобы ребята увидели, что учиться можно играя, что существует много разных способов достигать одни и те же цели. Важно показать, что у них есть выбор с каким настроением подходить к учёбе. Хочу, чтобы ребята чувствовали, что человек, который даёт знания, прислушивается к ним и старается понять каждого. Я привязалась к ребятам, мне интересно с ними просто поговорить. Хорошо помню себя в детстве, ведь я тоже была уставшим ребенком с тысячей кружков. Если кто-то приходит утомившийся, объясняю, что всё хорошо – не обязательно себя терзать, можно отдохнуть, почитать или поиграть, а когда почувствуешь, что готов, можно приступить к работе. Так и выходит!  Я думаю, очень важно донести эту мысль до маленьких людей – не мучайтесь, не убивайте энтузиазм, отдыхайте и слушайте себя, тогда результаты трудов от этого станут только лучше».

Виктория ЛЕТИТА

Фото автора