Сегодня в гостях у «В» Тамара Бодянская, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69 г. Владивостока», и ее дочь Юлия, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 34 г. Владивостока»
В течение этого года, объявленного президентом Владимиром Путиным Годом семьи, мы знакомили наших читателей с семейными династиями учителей, спортсменов, воспитателей, которые живут в нашем городе и работают на благо его жителей. Это люди разного возраста и увлечений, но объединяет их одно – любовь к выбранной профессии.
В последние годы в образовательных учреждениях Владивостока наблюдается приятная тенденция – многие педагоги приходят работать сюда вслед за старшими членами семьи. Так создаются семейные династии.
Об особенностях работы школьного учителя и воспитателя детского сада, о способах создания комфортной образовательной среды для детей разных возрастов, о профессиональном развитии и о том, как сложилась педагогическая династия семьи Бодянских, мы поговорили с Тамарой и Юлией.
Математика – это по любви
Тамара Бодянская – учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения. Ее педагогический стаж – 53 года. Долгое время Тамара Тимофеевна работала не только школьным учителем, но и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Являлась руководителем методического объединения учителей математики, физики и информатики города Владивостока.
И с самого детства была по-настоящему влюблена в царицу наук.
– Математика всегда была моим любимым школьным предметом. А привила мне эту любовь и тягу к знаниям моя учительница – Страхова Алевтина Александровна. Это прекрасный педагог и человек. Ей сейчас 93 года, и она никогда не пропускает ежегодных встреч с нами, своими первыми выпускниками. В следующем году мы планируем юбилейную, уже 60-ю по счету встречу, – рассказывает Тамара Бодянская.
После окончания средней общеобразовательной школы девушка поступила в Уссурийский государственный пединститут. В 1969 году, получив диплом учителя математики, устроилась работать по профессии.
За годы педагогической карьеры Тамара Тимофеевна успела поработать в нескольких образовательных учреждениях. Сперва была учителем математики и физики в восьмилетней школе села Перетино Партизанского района, потом пять лет проработала в средней школе № 61 г. Владивостока.
В 1975 году Тамара стала победителем социалистического соревнования молодых учителей. Награждение педагогов тогда проходило в гербовом зале Кремля. Почетные грамоты были вручены 40 отличникам учебы Приморского края.
В том же году педагог перешла работать в среднюю общеобразовательную школу № 19, а спустя четыре года, в 1979 году, была переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школу-новостройку № 53 Первореченского района г. Владивостока.
В феврале 1983-го Тамара Бодянская была назначена исполняющим обязанности директора школы-новостройки № 69. Здесь же она работала учителем математики, а затем перешла на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В этом образовательном учреждении педагог проработала 39 лет, до ухода на заслуженный отдых в 2022 году.
Любимый педагог
Тамара Тимофеевна преподавала математику у школьников с 5-го по 11-й классы. Всегда брала ребят пятиклашками и вела их до окончания школы. Учитывая, что долгие годы она работала заместителем директора, своих выпускников у нее не так уж и много. Ведь у завучей нет классного руководства. Но те ребята, которые учились у Тамары Бодянской, хорошо помнят своего педагога, со многими из них общение продолжается до сих пор.
О своей работе в школе она вспоминает с большим теплом:
– Несмотря на совмещение двух должностей и в целом большую нагрузку, я получала большое удовольствие от самого процесса преподавания. Мне всегда нравилось объяснять ребятам новый материал, помогать им преодолевать трудности, наблюдать за их развитием. На моих уроках была рабочая атмосфера, а общение с ребятами по-настоящему заряжало меня.
Педагог тщательно планировала занятия и на своих уроках прибегала к различным видам учебной деятельности. Особенно школьникам нравилось работать в командах и проверять самостоятельные работы друг друга.
Ученики Тамары Тимофеевны всегда принимали активное участие в олимпиадах различного уровня, на которых занимали призовые места. Кроме того, совместно с педагогом любили организовывать математические вечера. В школах долгое время существовала традиция проведения предметных встреч.
Пожалуй, многие согласятся, что алгебра и геометрия – не самые простые школьные предметы. И детям бывает непросто разобраться с решением задач или уравнений, запомнить сложные термины или усвоить теоремы. На вопрос о том, в чем обычно заключаются трудности при усвоении школьного материала, учитель отвечает:
– Безусловно, математика – предмет не простой. На мой взгляд, детям обычно дается сложнее геометрия. Прежде всего трудности появляются из-за нехватки достаточного количества времени для доведения изученного материала до автоматизма. 40 минут урока, 30 и более детей в классе… Учителю бывает сложно успеть объяснить новую тему, ответить на все вопросы и отработать все на практике. А дети, как правило, не хотят самостоятельно разбираться дома, им проще списать домашнюю работу с готовых пособий. К сожалению, большинство современных школьников не видят смысла получать глубокие знания. Сейчас новое поколение детей, которым нужна другая система образования, нежели раньше.
При этом Тамара Тимофеевна считает, что привить ученикам любовь к точным наукам невозможно. Каждый ребенок индивидуален, и предрасположенность к изучению тех или иных наук у всех разная. Однако изучать математику необходимо. Она развивает логическое мышление, помогает замечать закономерности, прогнозировать дальнейшие шаги, да и в бытовых вопросах без элементарных математических знаний не обойтись.
– Самое главное для учителя – это заинтересовать ребенка работой на уроке, дать поверить ему в свои силы и возможности. А еще важно уметь прощать детей за промахи и обязательно их уважать. Я всегда с уважением относилась к своим ученикам, а они отвечали мне взаимностью, – говорит педагог.
За верность профессии и любовь к детям в 2015 году Тамара Бодянская была награждена дипломом народной благодарности «Любимый педагог».
«Педагогическая наследственность взяла свое»
Дочь Тамары Тимофеевны Юлия с детства знала, что быть педагогом нелегко. Ее мама проводила много времени на работе, а по вечерам готовилась к занятиям и проверяла тетради учеников. Поэтому после окончания общеобразовательной школы девушка выбрала совсем другую профессию. Однако судьба все равно развернула ее в сторону педагогики.
– У нас в семье несколько педагогов. Одна моя племянница – учитель начальных классов и математики в Партизанске, другая – долгое время была воспитателем, а потом тоже пошла работать учителем математики. Думаю, что в случае с моей дочерью наша педагогическая наследственность все-таки взяла свое, – с улыбкой говорит Тамара Бодянская.
Свой педагогический путь Юлия Юрьевна начала в сознательном возрасте после рождения второго ребенка. Сначала попробовала себя в роли младшего воспитателя в 192-м детском саду. А потом втянулась в работу, перешла на должность воспитателя и получила соответствующее образование.
– Моя новая работа довольно быстро увлекла меня. Никогда не думала, что мне так понравится работать с детьми. В какой-то момент я почувствовала, что готова вкладывать всю душу для того, чтобы сделать жизнь дошкольников более яркой и насыщенной, – говорит Юлия Бодянская.
Атмосфера радости и волнения
На сегодняшний день ее педагогический стаж – шесть лет. За это время воспитатель успела поработать в детском саду № 114 и выпустить две группы дошкольников. Сейчас она трудится в детском саду № 34, что на улице Сабанеева. Ее воспитанники из группы «Жемчужинки» пока совсем малыши, им всего по два года.
О своем первом рабочем дне на новом месте и знакомстве с ребятами воспитатель вспоминает с удовольствием:
– Знакомство с новыми детьми – это всегда очень ответственное событие. Тем более когда ребята совсем еще малыши и впервые переступают порог детского сада. В начале сентября мы в первый раз увидели друг друга. Я тепло поприветствовала детей и их родителей, а потом провела для малышей небольшую экскурсию по группе. Особенно запомнился момент, когда мы организовали круг дружбы и каждый из ребят рассказал о своих любимых игрушках. Этот самый первый день нового учебного года запомнился мне атмосферой радости и волнения. А искренние взгляды детей по-настоящему покорили меня.
Сейчас ребята «Жемчужинки» уже освоились в группе и с радостью бегут на занятия. Педагог проводит их в легкой игровой форме, тщательно готовясь к каждому. Ей важно сделать их интересными и полезными для ребят.
– В дошкольном возрасте именно игра является основным методом обучения, а занятия строятся исходя из потребностей ребят. В работе я применяю разнообразные методы – от театрализованных представлений до практических опытов. Такой подход позволяет детям активно участвовать в процессе и легче усваивать новый материал, – уверена Юлия Юрьевна.
Воспитатель находится в постоянном поиске интересных решений, стараясь максимально разнообразить будни ребят. Так, много полезной информации для работы можно узнать на специализированных сайтах для педагогов или из общения с более опытными коллегами. Зачастую поставщиками новых идей оказываются сами дети.
– Мне нравится наблюдать за реакцией детей на различные игры и занятия. Исходя из этого я строю свою дальнейшую работу с ними. Бывает, что ребята сами затрагивают интересующие их темы. А порой во время прогулки можно заметить что-то удивительное, что всколыхнет творческую мысль. Процесс организации занятий – постоянный источник вдохновения для меня, – говорит педагог.
Воспитанники Юлии Бодянской не раз становились победителями различных творческих конкурсов. Ребята принимали участие в конкурсе чтецов, демонстрировали танцевальные навыки и работы, сделанные своими руками. Больше всего воспитателю запомнился конкурс, приуроченный ко дню рождения известного русского писателя и поэта Бориса Заходера. В этом мероприятии ребята сыграли сценку о ваньке-встаньке, удивив своей актерской игрой зрителей.
В этом году педагог не планирует привлекать ребят к участию в конкурсах. Сперва им нужно подрасти и полностью адаптироваться к детскому саду. В дальнейшем «жемчужинок» ожидает насыщенная дошкольная жизнь. А сейчас идет подготовка к их первому новогоднему утреннику.
Идти в ногу со временем
Как и другие воспитатели детского сада № 34, педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень. Семинары, конференции, креативные марафоны, интенсивы, открытые уроки – важная часть её работы.
– Современные дошкольники очень развитые. Они открытые, раскрепощенные, готовы ко всему новому. Сейчас с самых юных лет многие ребята имеют доступ к гаджетам, которые, безусловно, накладывают отпечаток на их развитие. Нам, педагогам, важно отслеживать новые тенденции в образовании, идти в ногу со временем. Для успешного обучения ребят воспитателю необходимо многое знать и уметь. – уверена Юлия Юрьевна.
Она не только следит за новыми тенденциями, но и делится интересными материалами с читателями журнала «Вестник дошкольного образования». В этом издании публикуются актуальные статьи, исследовательские материалы и методические рекомендации, которые могут быть полезны как педагогам, так и родителям.
Стоит отметить, что в прошлом учебном году Юлия Бодянская приняла участие в конкурсе «Воспитатель года России – 2023». По признанию самого педагога, участие в состязании стало для нее не только важным этапом в профессиональной деятельности, но и уникальной возможностью обменяться опытом с коллегами со всего Приморского края.
Юлия Юрьевна является участником Приморского клуба воспитателей года «Волна», который входит в состав Всероссийского клуба «Воспитатель года» – «Созвездие». Сообщество было создано в целях распространения передового педагогического опыта и продвижения профессии воспитателя. В его состав входят педагоги, которые участвовали в разных этапах конкурса «Воспитатель года», «Педагогический дебют», руководители ДОУ.
– Клуб «Волна» ведет очень активную творческую работу, и мне приятно быть частью этого сообщества. С педагогами клуба всегда можно обсудить различные вопросы и обменяться опытом, что очень ценно для меня, – делится Юлия.
О чем мечтает воспитатель?
Воспитатель уверена, что детские сады будут развиваться и с каждым годом становиться все более притягательным местом не только для детей, но и для их родителей.
– Мечтаю, чтобы наш детский сад стал многофункциональным местом, на базе которого будут проходить не только образовательные мероприятия, но и культурные события, спортивные соревнования, направленные в том числе на партнерство с родителями. Важно, чтобы в стенах сада каждый ребенок смог раскрыть свой потенциал, почувствовать себя востребованным и счастливым, – говорит педагог. – Надеюсь, что в будущем каждая группа будет оборудована современными цифровыми инструментами, а педагоги станут уделять большое внимание развитию критического мышления, креативности и экологическому просвещению ребят.
Юлия Юрьевна своей работой дорожит, чувствует себя на своем месте. Она не скрывает, что работа с детьми и их родителями непростая. Воспитателю важно не только грамотно организовать учебный процесс, создать благоприятную среду в группе, но и найти подход к каждому ребенку. Несмотря на все сложности, плюсов в ее работе больше.
– Нет ничего более приятного и ценного, чем улыбки моих ребят. Общение с ними, их маленькие достижения приносят мне ежедневную радость. А еще мы много смеемся в течение дня, – рассказывает наша героиня. – Я искренне горжусь тем, что могу внести свой вклад в развитие подрастающего поколения.
Тамара и Юлия Бодянские признаются, что им всегда есть что обсудить. Вопросы педагогики занимают большую часть их разговоров. Другие члены семьи уже привыкли к этому.
– В свое время мама поддержала мое решение стать воспитателем. И я ей очень благодарна за это. Ее профессиональные советы помогли мне в самом начале моего пути и помогают до сих пор, – говорит Юлия Юрьевна. – Горжусь тем, что мы обе причастны к педагогике.
Ольга ЖУРАВЕЛЬ
Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Тамары и Юлии БОДЯНСКИХ