
Во Владивостоке специалисты городской поисково-спасательной службы не только работают на ДТП, где металлом зажало людей, и занимаются поиском грибников и рыбаков, но и помогают врачам скорой транспортировать маломобильных стариков, снимают со скал зазевавшихся туристов, очищают косогоры от мусора и многое другое. О том, как служат сотрудники ВГПСС, корреспондент «В» узнал у старшего третьей смены Глеба Черепахина.
Выбрал семью
Как и многие мальчишки во Владивостоке, Глеб Черепахин в детстве мечтал ходить в море. Поступил в МГУ им. Невельского, окончил его, пошел в рейс. Но в первом же рейсе возникли проблемы.
– Я судоводитель, учился на судоводителя. Ушёл в море, задержался там – вместо четырех остался на 8 месяцев, потом пришёл, и меня забрали в армию на год. Вернулся домой и завязал с рейсами. Здесь дом, семья, друзья. Я понял, что больше не хочу надолго из дома уезжать, – объяснил свой выбор Глеб.
В спасатели Глеб попал случайно. Друг попросил подменить его на время отпуска. Вышел. Подменил – и остался. Вот уже 11 лет сутки через трое он вместе со своей сменой помогает людям в различных ситуациях.
– Как стать спасателем? – спрашиваем.
– Надо пройти обучение по первоначальной подготовке. Оно недолгое, там, по-моему, полтора или 2 месяца. Потом устроиться на службу. Затем пройти аттестацию, она проводится раз в 3 года. А там уже повышаете свою классность. Но главное – это уметь работать руками, – пояснил Глеб Черепахин.
Каждый сотрудник смены в ВГПСС имеет хобби и определенные навыки. Одни занимаются альпинизмом, другие отлично разбираются в электрике или в строительстве, третьи – профессионалы в области техники. Все это помогает в работе.
– Многим нравится эта работа. Ну, во-первых, у всех ребят, помимо основной, все равно есть какая-то ещё работа, в основном все руками работают. Здесь, получается, график у нас сутки через трое. В целом есть три дня, свободных от работы. А на сутках всегда любопытные какие-то случаи, интересные люди иногда попадаются, – рассказывает Глеб.
Сам себе экзаменатор
В периоды между выездами по вызовам оперативных дежурных спасатели не просто сидят на базе. Когда кор. «В» пришел к спасателям в гости, они оттачивали навыки запуска системы химзащиты. Спасатель должен успеть надеть снаряжение и запустить его, уложившись в норматив, а лучше быстрее.
– Вы готовитесь к соревнованиям или для нас демонстрация? – ехидничает корреспондент.
– Учеба и подготовка у нас постоянно. Когда мы на базе, то отрабатываем навыки, – пояснили спасатели.
– А хобби у вас есть? – спрашиваем.
– У меня активные виды спорта, работаю с детьми, обучаю кататься на роликах, зимой в центре зимнего отдыха «Комета» я старший инструктор по горным лыжам. В основном вся активность у меня такая, вейкбордом занимаюсь, детей тренирую и взрослых тоже.
– Это в каком-то образовательном учреждении или в частном порядке?
– В индивидуальном порядке. Много кто меня знает, рекомендует друзьям. Сарафанное радио, – пояснил Глеб Черепахин.
Одинаковых ситуаций нет
Каждый вызов, поступающий диспетчерам ВГПСС, – это задача для спасателей, которую необходимо решить. Конечно, есть масса инструкций, которые они знают наизусть, четко расписанные, но все-равно в каждом случае надо искать решение исходя из ситуации.
– В определённых направлениях требуется иногда практика в реальных условиях. Пусть постоянно идет учёба и тренировки, но на практике всегда все может оказаться по-другому. Любые высотные работы, любое ДТП – требуют фантазии. Конечно, опираясь на какие-то правила, инструкции, но не бывает одинаковых ситуаций никогда. Ликвидация ЧС – всегда импровизация, – пояснил Глеб Черепахин.
Как рассказали спасатели, есть шаблон, который отрабатывают на тренировках, на соревнованиях, на учениях, очерёдность каких-то действий, но настоящий опыт приходит в реальной ситуации. Все тренировки проходят для того, чтобы не растерять навыки, как и в других отраслях, таких как медицина, образование.
– У нас на каждый день, на каждый год выдаётся расписание занятий, мы ежедневно занимаемся, у нас есть теория, есть практика, ставятся оценки. Начальство у нас проверяет. Это как язык учить. Я в море когда ходил, хорошо знал разговорный английский, но потом перестал на нем общаться. Я понимаю, что говорят люди, но сам не могу ничего сказать. То же самое здесь, ты знаешь, как что сделать, но это забывается все очень быстро. Как веревку вязать, как закрепить. Поэтому, конечно, учёба, учёба, ещё раз учёба каждую смену и физическая подготовка тоже каждую смену, – пояснил Глеб Черепахин.
Кстати, на соревнованиях сотрудники ВГПСС каждый год занимают первые места, соревнуясь с краевыми и федеральными спасателями.
Рыбаков в лицо знаем
Многие храбрецы, несмотря на запреты и штрафы, выезжают на лед на машинах. У городских спасателей уже были вызовы – утонувшие автомобили, есть даже погибшие люди.
– Уже фиксируются случаи. Мы даже пока ехали, видели, как дети бегают по льду с родителями. Ну а рыбаки – это отдельная история. Их ничего не остановит, с рыбаками боремся каждый год. Причём, бывает, спасаем одних и тех же. Но они сами не понимают вообще, какой опасности себя подвергают, потому что мы находимся здесь, они там, и требуется время, чтобы до них доехать при чрезвычайном происшествии. Шансы, что мы кого-то вытащим, маленькие, – пояснил Глеб Черепахин.
Владивосток расположен на полуострове, и акватория очень большая. Многие легкомысленно идут на лед, не предполагая, что случится ЧП.
– Если бы у нас был пруд один или озеро какое-нибудь. А у нас вокруг города много километров водной акватории, и мы можем просто не успеть, – предупредил спасатель.
– Вам запомнились какие-то случаи? Понимаем, что их много, но есть такие случаи, которые остались в памяти?
– Да, в целом вот эти все случаи с рыбаками – однообразные. Бывает, что просто люди гуляют не там. Не рыбаки. И с людьми обычными бывают ситуации. В прошлом году девчонок двух спасали, они возле Нефтеветки по морю гулять пошли. Не подумали, что там постоянно суда заходят и лед ломают. Уже ночь была, они там провалились, сами выбрались, а обратно идти уже боятся. И вот мы ночью за ними ходили, у нас есть надувные сани специальные, надеваем гидрокостюмы, бежим с этими санями. Если вдруг где-то лёд провалился, мы на сани прыгаем просто и вытаскиваем человека.
Крепко сбитый коллектив
Смотреть, как работают сотрудники службы спасения, – одно удовольствие. На месте происшествия они понимают друг друга без слов, каждый занят своим делом, спокойно, но быстро, без лишней суеты.
– Да, мы смена, мы работаем нашим коллективом. Мы уже лет 5 или 6 вместе работаем. Мы знаем друг друга, кто что может. У кого-то что-то лучше получается, у кого-то что-то хуже. Когда на такие выезды едем, мы заранее обговариваем то, что делаем, мы все выполняем свои функциональные обязанности, инструкции, – пояснил спасатель.
На работу с лопатой
Бывает, мы видим спасателей на пожарах, где они помогают вскрывать двери, расчищать труднодоступные проходы, или на ДТП, где разрезают автомобили. Но в пожароопасные периоды спасатели чаще берут в руки лопаты и грабли, чтобы защитить леса в черте города от палов.
– Близлежащие сопки, леса до Артёма, Шамора тоже, если замечен пал, то нас отправляют. Просто мы отбиваем огонь. Ещё полуостров Песчаный тоже наш район. Ехать до него часа 4. Катера есть, но нужно же много оборудования с собой брать. Например, воздушные дуйки, грабли, лопаты. Весной постоянно в этом году тоже ездили.
Профессиональный этикет
У многих профессионалов есть свой этикет, который чаще всего выражается в пожеланиях удачи. Например, рыбаки говорят: «Ни хвоста, ни чешуи!», водителям желают «ни гвоздя, ни жезла». А что желают спасателям?
– У нас есть одна примета, когда смена, которая отработала, уходит, не принято желать заступившим сотрудникам «хорошей смены», – пояснил Глеб Черепахин.
Работая с другими службами, не раз убеждались, что такой профессиональный этикет и у врачей, и у пожарных, и у полиции. Кстати, спасатели поделились, что в последнее время стало меньше поступать вызовов на ДТП.
– Серьёзных аварий очень мало. Раньше, я просто помню, любая почти авария, более-менее серьёзная, имела очень плохие последствия. А сейчас в целом машины бьются, но люди живы остаются. Раньше машины, наверное, такие были. При столкновении деформировались, а сейчас безопасность на другом уровне. Поэтому даже при каких-то серьёзных авариях человек выживает и его можно достать из автомобиля и без нас. Нас-то зовут в основном, чтобы мы просто достали человека, – поделился по окончании разговора наблюдением Глеб.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА