Сегодняшний гость «В», учитель младших классов школы №14 Александра Макеева, уверена: педагоги не только учат детей, но и учатся у них. Это всегда двусторонний процесс взаимодействия.
Профессия педагога была и будет одной из самых востребованных, поскольку каждый человек учится на протяжении всей жизни. Мы не можем сразу знать все, нам необходимы люди, которые смогут дать изначальные знания и навыки. Уже на этой базе мы будем познавать новое. Так что роль педагога, степень его влияния на юные умы переоценить сложно. Что движет людьми, которые выбирают для себя такую ответственную профессию? Этот и другие вопросы мы адресовали молодому специалисту Александре Макеевой.
– Почему вы решили стать учителем?
– Скорее, так решила не я, а сама жизнь. Я всегда себе говорила, что никогда не буду преподавать. Видела переживания своих учителей, понимала, сколько они вкладывают в нас, детей, и в целом в школу. Но когда пришло время решать кем быть, я выбрала педагогический университет. Мне эта профессия показалась универсальной. Даже если не пойду работать в школу, университетские навыки и знания обязательно пригодятся в жизни. Например, когда стану мамой. И все же я учитель. Сегодня себя и представить не могу в какой-либо другой роли.
– Что вам больше всего нравится в вашей работе?
– Школа – это всегда масса самых разнообразных событий, именно это мне и нужно. Я не вижу себя среди офисных сотрудников, которые имеют дело с бездушными бумагами. Мне необходимо живое общение, бешеный ритм жизни.
– Каким был ваш первый день работы в школе?
– Признаться, тревожным. Предстояла ознакомительная встреча с родителями. Я жутко переживала. Бесконечно благодарна моему наставнику Ларисе Шиш, которая, видя мое волнение, фактически за меня провела встречу. Кстати, мой первый рабочий год я совмещала с учебой в университете. Так что дни были очень насыщенными. Но я навсегда запомню моих первых учеников. С ними испытала много положительных эмоций.
– Какой школьный предмет вам нравится больше всего и почему?
– Очень люблю русский язык и литературу. Когда готовлюсь к этим предметам, ощущаю настоящее вдохновение. Недавно у нас проходил семинар, мне предстояло подготовить открытый урок, я придумала читательский дневник по произведению Михаила Пришвина. Если бы не было этого мероприятия, никогда и не подумала бы, что могу сама создать методическое пособие. Подготовка к таким мероприятиям побуждает к созданию чего-то большего. Когда сама была школьницей, любила еще обществознание и творческие дисциплины.
– Как отличается нынешний процесс образования от того, который был в ваши ученические годы?
– Мне кажется, в мое время обучение шло более спокойно и плавно, сейчас все очень стремительно, динамично. Возможно, это связано с тем, что уделяется больше внимания внеурочной деятельности, дополнительному развитию детей. У нас в школе проводится много конкурсов, олимпиад, конференций. Детям предоставляется масса вариантов для самореализации. Понятно, что основные принципы обучения не меняются, но сейчас появляется много новых методов.
– Почему ученикам задают так много домашней работы?
– Это лишь так кажется. Время выполнения домашней работы можно сократить, если соблюдать режим школьника. К сожалению, не все придерживаются четкой структуры. Я наблюдаю, как дети выполняют домашку: записали слово «упражнение», ответили на смс в телефоне и пошли пить чай. Если мы научим ребенка методично выполнять одно и то же действие, это станет для него привычкой. Тогда проблем с внеурочным обучением не будет.
– Как для вас выглядит идеальный урок?
– Прежде всего, это максимальная вовлеченность детей в процесс. Когда они слышат и слушают, активно взаимодействуют друг с другом, совместно решают проблемные ситуации, проявляют инициативу. Для меня это очень ценно. Значит, занятия прошли продуктивно. Например, как-то на уроке окружающего мира мы спонтанно заговорили про химию. Некоторые дети даже стали приводить формулы. Было очень интересно.
– Замечаете ли вы присутствие клипового мышления у ребят?
– Да, это связано с процессами, происходящими в современном мире. Сегодня дети, что называется, рождаются с мобильным телефоном в руках. Они очень прагматичные. Когда им нужно добиться определенной цели, достигнут ее за одно-два действия. Даже восьмилетние не станут колесить окольными путями. Им нужна конкретика, возможность быстро прийти к четкому результату.
– Учитель должен быть «хорошим копом» или «плохим»? Какой подход к детям, по-вашему, наиболее эффективен?
– Невозможно выбрать что-то одно: казаться только строгим или бесконечно добрым. Учитель не должен быть для учеников открытой книгой. Где-то нужно проявить жесткость, где-то – дать слабину. Если мы будем бескомпромиссными в тот момент, когда ребенок не успешен, у него ослабеет мотивация к учебе, уроки превратятся в наказание. Занятия должны приносить детям радость, чтобы они приходили домой счастливыми и назавтра с удовольствием стремились назад в школу познавать что-то новое.
Пока я в большей степени «хороший коп». Мне сложно отчитывать провинившихся, хотя чувствую, что где-то нужно быть построже. Моя задача – не допустить напряженной ситуации между мной и детьми. Стараюсь строить процесс обучения на доверии, любви и взаимопонимании. Если мы хотим, чтобы дети уважали других, мы должны уважать их тоже. Они очень хорошо считывают эмоции окружающих, анализируют. Мы должны наглядно показать те качества, которые стремимся сформировать в детях.
– Есть ли у вас какие-либо учительские лайфхаки? Приведите пример приема, который позволяет вам быстро и эффективно решить ту или иную проблему.
– Для меня очень важен личный настрой на работу. Как мы день начинаем, так он и проходит. Стараюсь и ребят настроить на продуктивную учебную деятельность. Никогда не использую метод запугивания, то есть не говорю: ты точно не сдашь экзамены. Все переживают, когда его оценивают. Учитель должен быть дипломатом. Иначе у детей повышается уровень тревожности, это мешает достигать хороших результатов.
Микроклимат в классе должен быть комфортным, чтобы процесс обучения шел ненавязчиво, не воспринимался как нудная необходимость. В нашем классе существует традиция начинать утро с активностей. Дети сами выбирают, чем именно они хотят заняться на этот раз: потанцевать, пообниматься, поиграть в ладушки. Это и есть позитивный настрой на весь день. Подобные моменты – ещё и прекрасный способ сплотить коллектив, подвигнуть ребят к достижению более высоких целей. Мы постоянно участвуем в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Сейчас готовимся к шоу талантов.
– Откройте секрет: чем занимаются учителя в учительской?
– Я тот преподаватель, который в течение уроков никак не может дойти до учительской (смеется – от Ред.). Как правило, надолго в этом кабинете не задерживаемся, но успеваем обменяться парой слов, обсудить рабочие моменты и даже вдохновиться. Это некое место силы и помощи.
– Учитель = психолог?
– Конечно, невозможно развивать познавательные процессы у детей без учета индивидуальных особенностей. С кем-то нужно разговаривать практически шепотом. Есть дети, с которыми я общаюсь через записки. Все ребята разные. Бывает, прямо на ходу меняю формат урока. К примеру, изначально планировала много активностей, групповых работ, но поняла, что именно сегодня некоторые дети к такой подаче нового материала не готовы. Им нужно побыть наедине с учебной проблемой. Поэтому приходится трансформировать программу, ориентируясь на детей. Моя главная задача как учителя – научить детей учиться, чтобы они смогли получить практические знания и применить их уже во взрослой жизни.
– Как справляетесь с конфликтными ситуациями?
– У детей врожденное чувство справедливости. Если что-то идет не так, противоречит их принципам, они очень остро на это реагируют. В нашем классе есть несколько должностей: учебный центр, ответственные за уют и за разрешение конфликтов. Мы провели голосование, дети самостоятельно выбрали самых справедливых, по их мнению. Теперь «ответственные лица» помогают решать конфликты.
Валерия СОЛОДУН
Фото Алексея ВОРОНИНА