Павел Коломиец, учитель истории, обществознания и ОБЖ в Гимназии № 2

Сегодняшний гость газеты – Павел Коломиец, учитель истории, обществознания и ОБЖ в Гимназии № 2 г. Владивостока.

То, как ребята воспримут тот или иной предмет, во многом зависит от преподавателя. Ведь можно вести урок так, что ребята будут заучивать таблицы и термины по принципу «от зачета до зачета», а можно подать информацию таким образом, что у детей разгорится неподдельный интерес!

Павел преподает по второму принципу. И это заметно, ведь дети на его дисциплинах всегда активны и любознательны!

После фильма – в библиотеку

Хорошо учить может тот человек, который сам горит тем, о чем рассказывает. Герой нашего выпуска знает многое из области истории, и это увлечение зародилось еще в детстве:

— Любовь к этой науке мне привил, как бы это ни звучало, кинематограф. Когда я был маленьким, то всегда подбегал к телевизору, если кто-то из взрослых включал фильм. Мне нравилось наблюдать за сюжетом – а он, как правило, всегда вплетен в историческую канву… Там упоминаются реальные события, имена из прошлого – без этого никуда. Фильмы имеют свойство заканчиваться, и иногда – на самом интересном. Что было дальше – оставалось загадкой, и чтобы разгадать ее, я шел в библиотеку. Находил там книги по той или иной эпохи, читал, как закончился тот или иной бой. Самый явный пример – мультфильм «Коля, Оля, Архимед». Он завершился на том, что римские войска вошли в Сиракузы. Но как дальше развивалась судьба героев? Чтобы выяснить это, я отправился в читальный зал, взял книгу про Архимеда. Оттуда я узнал, что он погиб, и мультик стал восприниматься немного по-другому… Таких моментов было немало – и так у меня, раз за разом, укреплялся интерес к истории.

Павел предвкушал, как в средней школе они с классом будут изучать науку о прошлом вместе с опытным наставником. Не самостоятельно, по крупицам, а полноценно погрузятся в океан знаний. Но когда заветные уроки настали, оказалось… что в реальности все совсем не так. Что история в школе – это не рассказы о битвах, великих городах и сильных людях, а даты, даты, даты и сплошное заучивание:

— В школе мне не было интересно изучать историю. Наверное, мое представление о том, как должен выглядеть идеальный урок по этой дисциплине, расходилось с мнением педагога. Хотя сейчас я прекрасно понимаю: когда у тебя огромное количество рабочих часов, тебе не до того, чтобы развлекать учеников. Но тогда, в детстве, мне так хотелось чего-то красочного, яркого! История же – это повествовательная вещь, нужно рассказывать тему, причем выходить за рамки учебника. А у нас были бесконечные таблицы. Поэтому в школе у меня по истории была тройка. Но я решил, что хочу дальше изучать эту науку: готовился к экзаменам по предмету, сдал (тогда еще были билеты, а не ЕГЭ и ОГЭ) на «четыре».

Все дороги ведут за учительский стол

Далее молодой человек поступил в ДВФУ. Уже тогда он четко решил, что будет учителем. Как предполагает сам Павел – благодаря тому, что на уроках истории он частенько задумывался, как сам бы подготовил материал, который подавал его педагог. Как сделал бы лекцию увлекательнее, что добавил бы. Однако прошла пара семестров, и пыл студента несколько ослаб:

— В университете я уже не хотел становиться преподавателем. Пока учился в школе, была такая идея, а потом пришло понимание, что я, кажется, поторопился с решением. Я думал: «Не хочу идти в школу. Не знаю, чем буду заниматься, но в школу – никогда. Если в науку не возьмут, то куда угодно пойду». Одно время я собирался после армии в полицию идти. Но так получилось, что незадолго до этого я получил травму, и не сложилось. Кстати, у нас в университете был замечательный преподаватель, Андрей Павлович Ботнарь. Помимо того, что он первоклассно знал историю, он обладал еще и немалым опытом наставничества. И он говорил нам: «От сумы, от тюрьмы, от школы не зарекайся!». А я ох как зарекался! Но Андрей Павлович оказался прав. Когда с полицией не срослось, я задумался, где работать, и вспомнил, что в моем дипломе есть приписка о том, что я могу преподавать. А в Гимназии №2 как раз нужен был историк. Я решил: поработаю годик и пойду по своим делам… однако годик растянулся на 10 лет – именно столько я уже работаю в этой школе.

Позже Павлу доверили вести еще два предмета: ОБЖ и обществознание. Также профессионализм педагога многократно отмечали наградами: благодарственным письмом от Администрации города (2017); грамотой от Администрации Владивостока (2020) и т. д.

А как сделать лучше?

Преподаватель убежден: историю нужно преподавать по-особенному. Так, чтобы ребята видели, что ты сам разбираешься, всей душой любишь то, о чем говоришь, и заряжались этой энергией. Поэтому Павел много рассказывает сам, используя таблицы не повсеместно, а исключительно там, где нужно закрепить пройденное:

— Я делаю собственные презентации. Они интерактивные: с анимациями, кнопками. Я не сторонник того, чтобы скачивать готовую визуализацию с Интернета – там много полезного, конечно, но это не совсем то, что нужно. Когда делаешь сам, получается подстроить презентации под свой стиль урока: они получаются узнаваемыми, и через какое-то время совместной работы дети уже понимают, что я от них хочу и в каком виде. Еще у нас обязательно есть разбор домашнего задания на каждом уроке. Некоторые преподаватели считают, что это рудимент, но я полагаю, что такой опрос замечательно показывает то, действительно ли дети умеют самостоятельно разбираться в материале. А чтобы некоторые ребята не подумали «Я уже ответил на прошлом уроке, на этот можно задание не делать», я пользуюсь генератором случайных чисел. Отвечает тот ребенок, чей номер выпал. Есть у на и творческие занятия, и таблички, на которые я раньше ругался. Хотя сейчас я понимаю, почему они полезны – это способ структурировать знания. Однако я помню пример из своего детства, поэтому у нас нет такого, что несколько уроков подряд мы сидим и пишем одни таблицы. Они на дом задаются, как правило, а на уроках у нас живое интересное общение.

Иногда на уроках Павла ребята и фильмы смотрят. Но не каждый день:

— Если в наше школьное время показ кино был целым праздником, то сейчас дети пресыщены контентом, для них такого эффекта уже нет. Да и, к тому же, фильм может быть интересен не всем – если раньше экран приковывал всех ребят класса без исключения (даже тех, кто не любил историю. Для них это была возможность необычно провести время), то сейчас часть ребят будет зевать. А так нельзя – нужно увлечь каждого. Поэтому важно коммуницировать, ведь ты можешь, как педагог, индивидуально вступить в разговор с любым ребенком и показать ему: смотри, здесь есть то, что понравится именно тебе. Вот причина, по которой никакие фильмы, программы и нейросети не могут заменить живого педагога – это пусть и хорошие, но всего лишь инструменты.

И с обществознанием то же самое. Ведь этот предмет только кажется простым – на самом же деле в заданиях прячутся и коварные вопросы из области права, экономики. Чтобы ученики действительно разобрались, а не слепо выучили формулировку, нужно показывать отличие разных понятий на конкретных примерах. Именно так и поступает Павел.

Учитель и дети – это команда

— Как правило, у нас с ребятами доверительные отношения. Я стараюсь идти навстречу, слышать их – и это взаимно. Иногда у нас, как и на любом другом уроке, возникают дискуссии; даже если ребята со мной не согласны – а такое вполне может быть – они не отмахиваются от моей точки зрения. И это здорово, это очень важно для учителя, – подчеркивает педагог.

Помимо деятельности учителя-предметника Павел был и классным руководителем. За его плечами есть один выпуск, эти ученики уже закончили университет. Но связь со своим наставником до сих пор поддерживают:

— Был один интересный момент. В какой-то момент я решил написать книгу про археологов, называется «Один полевой сезон». Я тогда был студентом и ездил в археологические экспедиции, мне очень хотелось рассказывать об этом. Также я заметил, что художественной литературы такого плана у нас немного – Джек Лондон, пожалуй, да и все. И то он не совсем про археологов, а про золотоискателей. В итоге уже после университета я написал книгу и отдал ее на редактуру моей ученице. Она закончила МГУ в Москве с красным дипломом, хорошо разбирается в этом деле, – улыбается учитель.

Показательным случаем стало и участие в мероприятии «День на передовой». Оно включает в себя занятия по огневой, тактической, военно-медицинской подготовке; по средствам связи и работе на них; защите от химических веществ, биологических реактивов, радиации и т. д. Павел с его учениками собрали команду, отправились на полигон… и показали себя на высоте! Несмотря на то, что многие ребята не были подготовлены к таким действиям: не умели собирать и разбирать автомат, неловко надевали противогазы. Все благодаря взаимоподдержке:

—  Я сказал детям: «Надо собрать команду!». Мы собрались, и оказывается, что группа не знает многого из того, что нам нужно было продемонстрировать. Но дети стали поддерживать друг друга: один мальчишка, который хорошо разбирал и собирал автомат, научил этому всех остальных, даже девчонок. Девчонки, в свою очередь, показывали, как делать перевязки для ран. И, как в лучших фильмах, наша команда этой весной заняла третье место. Мы обошли множество подготовленных групп, которые регулярно занимались такой деятельностью.

Также Павел руководит краеведческим клубом «Фортовики». С ребятами-участниками они часто участвуют в конкурсах, снимают документальные фильмы про историю края, отправляют их на фестивали. Через многие их работы лейтмотивом проходит тема патриотизма, и неспроста:

— Я рад, что в образовании делается упор на любовь к Родине. Это правильно – детям нужно прививать патриотизм. Но здравый. Не так, когда ты патриот только в День Победы! Нужен патриотизм понимающий, когда ты знаешь: может, у страны и есть недостатки, но достоинства перевешивают. И знаете, что я думаю? Наверное, мы справляемся!

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА и предоставлены Павлом КОЛОМИЙЦЕМ