Валерий Думлер, учитель физической культуры и ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82 города Владивостока»

 Сегодня в гостях «В» настоящий педагог и наставник не только для школьников, но и для молодых специалистов, преподаватель физкультуры и ОБЖ МБОУ СОШ № 82 Валерий Думлер.

Валерий Владимирович работает в школе № 82 уже десять лет, практически с момента ее открытия. Но преподавать он начал гораздо раньше – учительский стаж составляет 22 года, а общий педагогический – 44.

Дорога педагога

Сначала Валерий Думлер служил в мореходной школе ВМФ командиром взвода, преподавал спецдисциплины – проводил занятия по строевой, физической и начальной военной подготовке.

– По завершении службы остался там работать инструктором-методистом по физической культуре и спорту, параллельно работал в школе № 55. После того, как учреждение присоединили к новой школе № 82, я вместе с учениками перешел сюда, – вспоминает вехи своего пути Валерий Владимирович.

Иногда мы сами выбираем свою дорогу, которая определяет нашу судьбу. Иногда судьба выбирает нас, направляя на ту или иную дорогу. Валерий рассказывает, что сам идет по второму пути, и в педагогику пришел случайно.

– Сам никогда не думал, что буду учителем физкультуры, ОБЖ или чего-то подобного. Когда работал в мореходной школе, у меня была коллега, дочка которой училась в 55-й школе. Мне предложили: «Поработай месяца три-четыре, иначе у детей в аттестате не будет отметок». Я согласился и вот уже 22 года работаю, – улыбается Думлер.

Своих учителей не забываю

Валерий Владимирович признается, что в начале педагогической деятельности у него не было конкретного человека, на которого хотелось быть похожим. Скорее, присутствовал собирательный образ всех учителей, встретившихся на жизненном пути.

– С огромным уважением вспоминаю преподавателя физики Станислава Никитича, строгого, объективного, порядочного человека, научившего меня точности, умению решать задачи, доводить любое дело до логического завершения. Еще моя мама всегда была для меня примером. Она не говорила высоких слов, а самоотверженно воспитывала четырех детей, – рассказывает мой собеседник.

ОБЖ это образ жизни

Школа № 82 – относительно новое образовательное учреждение, как и сам микрорайон Снеговая Падь. Педагог рассказывает, что и коллектив здесь тоже молодой, в отличие от многих других школ, но вместе с тем довольно опытный. Многие учителя участвуют в различного рода конкурсах. Есть победители проекта «Молодой специалист».

Кстати, эта школа входит в двадцатку лучших во Владивостоке по качеству образования. Валерий Владимирович признается, что работать приятно не только с коллегами, но и с ребятами – они очень активные и любознательные.

Думлер преподает физкультуру в 9-х и 11-х классах, а ОБЖ – с 8-х по 11-й. Он ответственно подходит к своему делу, наверное, именно поэтому ребята с удовольствием ходят на уроки.

– ОБЖ необходимо не только в школе. «Основы безопасности жизнедеятельности» – это не предмет, а именно образ жизни. Мы не можем сегодня сдать учителю правила безопасности, а завтра про них забыть, – уверен педагог.

Учимся защищать Родину

Значимость ОБЖ сегодня отмечают и на государственном уровне. Со следующего года предмет будет называться не «Основы безопасности жизнедеятельности», а «Основы безопасности и защиты Родины».

– В связи с изменениями в школах вводится модуль начальной военной подготовки. В этом году у десятиклассников уже есть четыре часа таких занятий. Это строевая подготовка, разборка-сборка автомата Калашникова. Хотя все то же самое мы давали и раньше на уроках НВП (начальная военная подготовка). Дополнительные занятия проводим и с юнармейцами. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь и пользоваться средствами индивидуальной защиты, упражняются в стрельбе из автоматов, – отмечает учитель.

По этим же дисциплинам во Владивостоке проходят соревнования. Кстати, Валерий Владимирович является руководителем методического объединения учителей ОБЖ Владивостока, поэтому именно он отвечает за проведение спартакиад по военно-прикладным видам спорта.

– Одно из направлений – стрельба из пневматического оружия. Перед соревнованиями в течение месяца мы усиленно занимаемся с ребятами, готовим команду. Результаты хорошие, в прошлом году мы были первыми в городе, а в этом году – вторыми, – рассказывает Думлер.

В школе № 82 проводится предметная неделя физкультуры и ОБЖ, в рамках которой проходят соревнования по скоростному надеванию противогазов, разборке-сборке автомата. Все это в формате эстафеты или даже с завязанными глазами. Валерий Владимирович готовит школьников и к таким олимпиадам.

– Два года назад один из моих учеников выиграл краевой этап олимпиады по ОБЖ, а другой стал призером, – с гордостью за своих воспитанников говорит преподаватель.

Хорошие спортсмены еще не команда

Заглянув в холл школы, можно увидеть большой стенд с различными наградами, многие из которых завоеваны ребятами под руководством Думлера. Школьники дважды выигрывали первенство города по футболу, трижды – первенство по прикладному силовому многоборью, разборке-сборке АК. Они неоднократно становились призёрами первенств города по волейболу, военно-прикладному троеборью, стрельбе из пневматического оружия, лёгкой атлетике, плаванию, настольному теннису. Первые 13 обладателей значка ГТО во Владивостоке – выпускники школы № 82.

– В нашем городе проводится очень много соревнований. На прошлой неделе наши ребята ездили на первенство Владивостока по легкой атлетике. Дальше будут волейбол, стритбол, настольный теннис. Затем подводят общий итог и выявляют победителей. В прошлом году мы взяли «серебро», – продолжает перечислять успехи своих учеников наставник.

Он отмечает, что успех в первую очередь зависит от хорошей команды. Создать такую – кропотливая работа.

– Собрать в группу просто хороших спортсменов еще не означает сформировать крепкую команду. Ребята могут обладать неплохой техникой, но каждый будет биться сам за себя. Поэтому важный момент – сплочение. Уже много лет по субботам я веду секцию волейбола. В первую очередь мы учимся действовать слаженно и думать о других, – отмечает педагог.

Дарим радость… мышцам

Валерий Думлер поделился своими педагогическими принципами:

– Как-то министр образования сказал, что урок физкультуры – не нагрузка, а разгрузка. Согласен с такой позицией и пытаюсь донести ее до учителей. У детей и так много забот. На уроке физкультуры, загружаясь физически, они должны разгружаться психологически. Я одиннадцатиклассникам часто говорю: «Вы целый час не думали про ЕГЭ, это же здорово». Есть такой термин – «мышечная радость». Мы пытаемся делать так, чтобы физкультура была уроком мышечной радости.

Каждый год в октябре педагог организует сдачу нормативов ГТО. В этот раз свои силы пробовали более 50-ти старшеклассников.

– Принимает нормативы региональный центр тестирования, а моя задача – организовать ребят, особенно старшеклассников, чтобы к выпуску они пришли со значками ГТО. При поступлении в вуз даже бронзовые знаки дают дополнительные баллы, – подчеркивает учитель важность физподготовки.

Наставник для детей и педагогов

Валерий Думлер находит силы и время и для поддержки молодых учителей.

– Теоретически они подкованы, а практически – не всегда. В течение года мы, более опытные коллеги, посещаем их уроки, даем советы. Также мы разъясняем требования федеральных государственных образовательных стандартов, которые не всегда бывают понятны, – говорит наставник.

Он учит молодых учителей физкультуры тому, что их предмет не совсем обычный. Ребята не сидят за партами, поэтому у педагогов своя специфика.

– Надо обязательно знать группу здоровья каждого ребенка, понимать, какие упражнения можно или нельзя давать. Если у ребенка больное сердце, ему вообще противопоказана физическая нагрузка, и за это отвечает учитель. На наших уроках не бывает уравниловки, – уверен педагог.

Молодым учителям он объясняет еще одно важное правило: учить надо не только по учебникам, но и на собственном примере. Учитель тоже должен стремиться к новым знаниям, покорять новые вершины.

Кстати, Валерий Думлер своим примером способен заразить многих. В 2017 году он участвовал в городском конкурсе «Учитель года», где занял третье место, а на краевом этапе стал победителем. В финале Всероссийского конкурса был отмечен призом имени Геннадия Селезнева «За упорство и настойчивость в достижении цели», награждение проходило в Кремле. В копилке его достижений – медаль «За отличие в воинской службе» 2 степени, благодарственные письма главы администрации города Владивостока и благодарность Законодательного собрания Приморья.

Есть у Валерия Владимировича главная заповедь:

– Нужно доказывать каждый день, что ты – учитель, что ты имеешь право преподавать. Государство может поднять престиж профессии, например, повысив зарплаты. Но даже если человеку дать миллион рублей, он не станет Макаренко или Сухомлинским. Это должно быть внутри. Поднять престиж учителя может только сам учитель.

Анна ЛУШИНА

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Валерия ДУМЛЕРА