Галина Тарасова, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 2»

Сегодня в гостях у «В» Галина Тарасова, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 2». Галина Александровна – человек, увлечённый своим предметом и искренне его любящий. Она из тех преподавателей, которые способны показать детям истинную красоту царицы наук – математики. Трудовой стаж педагога впечатляет – 55 лет.

У Галины Александровны такое количество побед в различных конкурсах, что впору создавать свой уголок славы. Так, она победила на недавнем фестивале гимназии № 2 «Лидер-2023» в номинации «Мастера» (5–11-е классы). Но участвует в конкурсах, конечно, не ради грамот и благодарностей. Галина Александровна признается, что у нее всегда была тяга к чему-то новому. Она и своих учеников призывает: не сидите на месте, двигайтесь вперед, развивайтесь. Во Владивостоке проводится огромное количество конкурсов для подрастающего поколения.

Не профессия, а состояние души

Галина Тарасова – учитель математики высшей квалификационной категории, наставник молодых специалистов, ветеран педагогического труда, руководитель методического объединения учителей математики и информатики, педагог госпитальной школы.

Галина Александровна уверена: учитель – это не просто профессия, это состояние души.

– Я люблю свой предмет, люблю общение с детьми и не мыслю себя без школы, – признается педагог. – Конечно, иногда думаешь: может, пора остановиться или сбавить темп, зажить более спокойно. Но с приближением 1 сентября эти мысли улетучиваются без следа. Чувствуешь приятное волнение. У меня было 55 первых сентября, но каждый раз идешь в школу как будто впервые.

Коллеги про Галину Александровну говорят так: требовательная к себе, отзывчивая, исполнительная, добросовестная, имеющая выдержку и самообладание. Дети тянутся к учителю, встречают с улыбкой. Те, что помладше, частенько заставляют улыбнуться саму Тарасову:

– Они у меня спрашивают: «Как ваши дела, что нового в жизни?». Я отвечаю вопросом на вопрос: «А как твои дела?». Приятно, конечно, что дети относятся к тебе с таким радушием, бегут к тебе с открытыми сердцами. Но важно соблюдать субординацию, держать дистанцию. Ученики должны понимать, что педагог – авторитет, источник знаний, а не вторая мама. Такие взаимоотношения позволяют поддерживать порядок, дисциплину, способствуют эффективному процессу обучения.

Решить задачи, которые ставит жизнь

Галина Тарасова всегда стремится изучить, понять ученика и помочь ему учиться. Одной из главных задач как педагога считает развитие и воспитание детей знающих, умеющих самостоятельно добывать знания и способных доводить начатое до конца. Решил математическую задачу – значит, и другие задачи, которые будет ставить перед тобой жизнь, сможешь решить.

– Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками, – говорит Тарасова. – Любимчиков нет. Все учащиеся разные по знаниям, по характеру, но все одинаково любимые – и нынешние, и бывшие мои ученики. Многие стали успешными людьми, достигли завидных профессиональных высот. Один из моих учеников сейчас занимает важный пост в администрации президента России. А вообще мои птенцы разлетелись по всему миру.

Галина Александровна согласна с коллегами, которые считают, что лучший способ научить – личный пример. От умений, способностей педагога, от его отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учебе, желание познавать новое, стремление к получению знаний.

Профессию выбрала ещё в четыре года

На вопрос, почему стала учителем и почему именно математики, Галина Александровна может ответить очень развернуто. В свое время она даже эссе на эту тему написала. Это когда участвовала в большом учительском конкурсе, кстати заняла второе место. Эссе посвятила своим родителям. Она им очень благодарна за то, что поверили в нее, прилагали все усилия, чтобы дать самые различные знания.

– Мама мне рассказывала, что я уже с четырех лет всем говорила, что буду учителем. Постоянно ходила с пачкой газет, видимо, чтобы подчеркнуть свою серьезность. Задолго до школы я стала осваивать русский язык, математику, литературу. Мама со мной и моей подругой играла в школу. Мы, как примерные ученицы, писали диктанты, решали задачки. У меня до сих пор сохранились эти листочки. Кстати, когда рассказала о них нынешним своим ученикам, они стали просить, чтобы я принесла эти листы в школу. Им интересно на них посмотреть, и это, по-моему, здорово, – улыбается Галина Александровна.

В детстве она была очень увлекающимся ребенком. Мечтала заниматься музыкой, в маленьком поселке, где жила семья, музыкальной школы не было. Повезло с учителем музыки в обычной школе.

– Мы изучали нотную грамоту, то есть, по сути, прошли курс сольфеджио. Музыкальные знания мне потом очень пригодились в профессии учителя. Был момент, когда после выпускного я собиралась поступать в медицинский институт. Но поняла, что не сдам физику. В школе этот предмет преподавали крайне некачественно. Учитель физики откровенно не любил свой предмет, да и детей тоже. К сожалению, среди педагогов встречаются и такие люди.

Примечательно, что Галина Тарасова со временем не только глубоко изучила физику, но и в течение семи лет ее преподавала.

Математики – это и физики

Галина Александровна уверена, что есть ученики с выраженной склонностью к математике, но нет детей, неспособных к ней. Любой может научиться, необходимо просто заниматься.

– Есть хваткие ребята, есть медлительные. Многие не могут воспринимать большие тексты, у нас подрастающее поколение «кнопочное». Я учу: «Прочитай первое предложение, остановись. Есть тут зернышко? Потом приступай ко второму предложению. А отсюда какую информацию можно вынести?». Вот так мы создаем модель уравнения. Это позволяет понимать задачу, а не просто зубрить материал, – считает педагог.

В свое время Галина Александровна вела историю математики, курс искусства правильного мышления.

– Очень интересные предметы, детям нравились. Они преподавались факультативно, жаль, что все это ушло в прошлое, – с сожалением говорит учитель.

Сегодня нередко можно услышать от детей фразу: «Зачем мне ваша математика? У меня в телефоне есть калькулятор». У Галины Тарасовой есть рецепт правильного ответа на подобные вопросы.

– Я своим ученикам объясняю: калькулятор тебя ограничивает. Ты можешь с ним кучу ошибок наделать, нажмешь не ту кнопку – и все, ответ неверный. Тут я, конечно, чуть лукавлю, но пример действует. Я лично всегда считаю в уме в столбик. Эти умения пригождаются во всех аспектах жизни. В магазине мне не смогут дать неправильно сдачу, я все просчитываю. Но и не это главное. Математика дает взгляд на мир, позволяет видеть картину в целом. Это красивая и полезная наука.

Знаменитый польский математик как-то сказал: «Если двум людям дать задание, с ним эффективнее всего справится математик». Галина Тарасова готова подписаться под каждым словом коллеги.

– Кто математик, тот легко переквалифицируется, перестроится, сможет найти себя практически в любой области. Я в свое время изучала медицину, фармакологию. Когда моя дочь поступила в медуниверситет, я ей помогала с учебой, – рассказывает Галина Александровна.

Она вспомнила интересный момент, когда благодаря своим знаниям и коммуникабельности (она у математиков, кажется, в крови), помогла выйти из затруднительного положения своей знакомой, продавцу в книжном магазине.

Когда Галина Тарасова заглянула в магазин в очередной раз (она очень любит читать), застала свою знакомую в растерянности. У нее что-то просили два покупателя-иностранца, а она ни слова не понимала по-английски.

– Я иностранцам улыбнулась, спросила, как их зовут, откуда приехали, что хотят приобрести? У меня знания английского на уровне школьной программы, но в нужный момент навыки «включаются» сами собой. Оказалось, туристы искали недорогую, но хорошую книгу о Владивостоке. Моя знакомая такую подыскала, и все остались довольны, – вспоминает учитель.

и лирики в одном флаконе

Галина Тарасова рассказывает, что еще в институте обучалась на факультете общественных профессий, входила в команду КВН, пела в хоре. Их музыкальный коллектив участвовал в различных конкурсах, не раз ребята становились дипломантами, ездили с концертами по городам Приморья. Этот опыт тоже пригодился в учительской деятельности.

– В нашей гимназии проходило и проходит много творческих конкурсов. Помню, к одному из таких мероприятий я переделала стихи Пушкина. Получилось: «… Я вас любил так трепетно, так нежно, то двойками, то тройками браня». Зал рукоплескал. Вместе с учителем музыки написали Гимн женщинам гимназии, – рассказывает Галина Александровна.

Однажды она задумала написать пьесу, где с юмором был бы показан один день из жизни учителя.

– Перерыла гору литературы, чтобы понять, как надо работать над сценарием. Решила интегрировать математический квадратный корень в жизнь: у каждого человека есть корни, у деревьев. Представляла, как учителя-актеры будут двигаться по сцене. Идею со спектаклем тогда реализовать не удалось, но к ней всегда можно вернуться, – говорит учитель.

Кстати, каждый школьный урок – это как маленькая пьеса, тоже надо писать сценарий.

– Помню, в 2015 году давала открытый урок на тему «Дробь как результат деления новых чисел». Тогда в стране ввели второй государственный образовательный стандарт. Я очень серьезно отношусь к таким вещам. Посещала различные семинары, чтобы понять, что это такое. Мой урок состоял из восьми этапов. Перед аттестацией мы публикуем работу, то есть идет распространение твоего опыта. И вот в прошлом году мне звонят из Москвы. Просили разрешения напечатать книгу, в которой, в том числе, был полностью расписан тот мой урок. Так неожиданно для себя я стала соавтором книги, – улыбается Галина Тарасова.

Марина СТЕПАНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА