Па-де-де для всех желающих

Во Владивостоке отмечено массовое увлечение балетом, причину выяснил наш корреспондент.

«Господи, как я волновалась! Меня трясло так, что я испугалась, как бы эту дрожь зрители не увидели. Но потом взяла себя в руки, – разоткровенничалась Кармен, она же Ольга, в подобающем классическому образу ярко-красном платье. – Подумала: я же ради того, чтобы оказаться на сцене, все и затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то надо и на сцену лезть».

Ольге С. за сорок, но с практической частью балета она познакомилась чуть больше шести месяцев назад. А до этого была долгая, но неразделенная любовь к высокому искусству. Ольга закончила активно заниматься танцами еще в школе. И это был не балет в чистом виде, а смесь танцев разных стилей. Номера ставили сами девчонки. Но Оля всегда старалась, чтобы ее танец был близок к балету. Тогда же в последний раз выходила на сцену. А потом жизнь закрутилась: учеба, семья, работа… Ольга, по ее словам, балет продолжила буквально обожать, а когда появилась возможность – рядом с работой открылась балетная студия, – она оказалась среди первых, кто записался «в балерины».

Ноги просятся в пуанты

Сегодня таких более-менее активных поклонников балета во Владивостоке, внимание (!), несколько тысяч человек. Сказать, что город подсел на балет, значит, ничего не сказать. Любовь к этому изысканному и тонкому виду искусства у горожан росла последние годы по весьма крутой экспоненте, пока не достигла, пожалуй, своего пика. Хотя кто знает, пик ли это?!

Любительская балетная сцена во Владивостоке весьма демократична и нетребовательна. Возраст? Да хоть за 80. Вес? Ну, если чувствуете желание и силы сделать плие, релеве, жете и еще какой пируэт, то, как говорится, милости просим. А желающих, как отмечают организаторы, хоть отбавляй. Но в основном речь идет о женщинах.

Корреспондент газеты побывал на итоговом концерте в одной из студий. Зрителями, а это человек 30–35, выступили родные и близкие артисток. Понятно, что о более теплой и благодарной публике и мечтать не приходится. Каждую выступающую встречали возгласы поддержки, а сцену они покидали и вовсе купаясь в овациях и с цветами в руках. В основном на сцене были представлены небольшие номера с небольшим набором не самых сложных элементов. Хотя отдельные выступления были на достаточно высоком уровне.

«Я давно не практиковалась в балете, но очень по нему скучала. Безумно, – рассказала корреспонденту газеты Екатерина Л., которая в школе занималась в студии. – Мне очень понравилось быть на сцене. Надеюсь, что сегодня я не выглядела ужасно (смеется)». Заверяю, что артистка не зря заслужила долгие аплодисменты и роскошный букет бордовых роз.

«Вы не поверите, я стою на деревянном стакане, примерно 20 сантиметров высотой, да еще и на цыпочках! – восторженно рассказывает корреспонденту газеты Вера Е., которая несколько минут назад закончила свое выступление. – И это далеко не единственное мое достижение. Тут, на занятиях в студии, у меня мысли приходят в порядок. И это переходит на жизнь. Ничего более правильного, чем балет, мне в жизни не встречалось».

Виновник найден

Нет сомнений, что главной причиной того, чтобы в Приморье балет стал для сотен людей работой и смыслом жизни, а для тысяч – необычным хобби, является появление во Владивостоке Приморской сцены Мариинского театра. Конечно, балет у нас знали, а многие любили и до этого, но небольшие группы хореографических курсов и редкие гастроли часто далеко не первых составов столичных театров не могли переломить образ балета как элитарного и, чего уж там, недоступного для дальневосточников искусства.

А потом грянул саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 года, который тогда в порядке очередности принимала Россия, и Владивосток буквально за считаные пару-тройку лет обзавелся огромными и всем известными ныне мостами, кампусом университета на острове Русском, океанариумом, аэропортом международного уровня, многополосными трассами и много чем еще. В список счастливых для горожан подарков попал и театр оперы и балета, который был создан фактически на самой минимальной базе, так как соответствующих традиций, за редчайшим исключением, в регионе как бы и не существовало.

Дальше последовал период становления и роста необычного заведения культуры. Находились и такие, кто тогда реально считал театр излишеством для небольшого, в общем-то, города.

Но вначале, действительно, была тяжелейшая работа. Попробуй собери труппу артистов, ярких режиссеров, оркестр, да и хорошие театральные менеджеры – штучные специалисты. Встал вопрос о подготовке следующих поколений мастеров…

Спасибо президенту России Владимиру Путину. Он раз за разом, приезжая к нам, благо в столице региона стал проводится ежегодный Восточный экономический форум, требовал отчетов о том, как обстоят дела с объектами саммита АТЭС – 2012. Возникла идея придать развитию театра оперы и балета новый импульс – сделать его филиалом легендарного Государственного академического Мариинского театра. А его художественный руководитель и директор Валерий Гергиев буквально увлекся новой задачей.

Горожане, а с ними и гости приморской столицы, в том числе и из-за рубежа, получили возможность приобщиться к великому культурному наследию. Все это вызвало не просто всплеск интереса к балету в городе, люди буквально начали, что называется, болеть им.

Так что будете во Владивостоке – обязательно найдите время посетить Мариинку. Как минимум получите несказанное удовольствие, а как максимум уже завтра будете искать адрес любительской студии балета.

Закрыть гештальт

По некоторым прикидкам, сегодня только во Владивостоке можно найти с десяток студий, кружков и творческих мастерских, где так или иначе можно попробовать свои силы в балете.

«Только у нас уже целая сеть студий. Пять во Владивостоке, одна в городе Артеме, – рассказала Ирина Горячковская, руководитель сети студий, организатор концерта. – И уже понятно, что нужно еще. Общее количество занимающихся у нас сейчас около 2 500 человек. Тут и совсем молодые девушки, и дамы в почтенном возрасте. Наши студии – своего рода клубы по интересам для женщин. Но мы готовы принять и мужчин, однако это будут отдельные занятия. Кстати, мы дважды в год даем открытые итоговые выступления, где наши девушки выходят на сцену и показывают, чего они добились».

Импровизированный опрос во время итогового концерта показал, что в студии и балетные кружки люди приходят по самым разными причинам. Кому-то захотелось хоть как-то приобщиться к большому искусству. Кто-то вспомнил о незакрытом с молодости гештальте. Кто-то так изящно решил перебороть свои страхи и выйти на сцену. А для кого-то это своеобразный фитнес-зал. Но вернемся на концерт.

Были на сцене и групповые номера. Синхронность иногда подводила выступающих, но все понимали, что перед ними вовсе не маленькие лебеди из Большого театра.

«Да, на большую сцену нас вряд ли пустят, – восторженно подводит итог выступления своей группы Ирина В. – Но мы довольны. У непрофессиональных артистов есть комплексы и страхи. Девочки очень смущались. А перед итоговыми выступлениями так и вовсе все были на нервах. Но преодолеваем себя. Это тоже закаляет и помогает в жизни».

Балет высшего уровня

Но это все-таки любительский балет. Во Владивостоке теперь есть возможность учиться балетному мастерству на самом высоком уровне.

Не так давно на сцене Мариинки выступили выпускницы Московской академии хореографии. В приморской столице филиал МГАХ создали в рамках масштабной государственной инициативы президента России Владимира Путина в 2020 году. Его цель – развитие системы хореографического образования в российских регионах и раскрытие потенциала юных дарований.

В первом выпуске Приморского филиала МГАХ – только девушки. Они исполнили отрывки из классических балетов «Шопениана» (12+), «Коппелия» (12+), «Лебединое озеро» (12+). В зале аншлаг и море цветов, которые после окончания концерта преподнесли молодым артистам восторженные зрители.

«Сегодня знаменательный день. Мы начали готовиться к выпускному концерту почти год назад. Подбирали номера, которые раскрывают индивидуальность каждой из семи учениц. Это и классика, и народно-сценическая хореография, и модерн. Для наших выпускниц этот концерт – своего рода творческое портфолио. Мы уверены, что каждая из них найдет себя в профессии, и мы обязательно увидим их имена на афишах лучших театров», – поделилась заместитель директора по творческой работе приморского филиала МГАХ Елена Лырчикова.

Выпускница приморского филиала МГАХ Арина Гнатко, конечно, волновалась перед важнейшим в своей жизни концертом. Однако, как истинный артист, на вопросы о будущем отвечала с ослепительной улыбкой.

«Я приехала в прекрасный город Владивосток из Нижнего Новгорода, чтобы закончить начатое обучение. Признаюсь, два года в приморском филиале Московской академии стали для меня по-настоящему волшебными, – поделилась впечатлениями балерина. – Столько было ярких событий, насыщенных занятий с прекрасными педагогами. Мне немного грустно расставаться с однокурсницами, с которыми успели сдружиться, но хочется уже вступить в новую взрослую жизнь, танцевать в театре, дарить зрителям радость. Мне поступило несколько предложений, теперь думаю, какой сделать выбор».

По словам главного балетмейстера филиала МГАХ Юрия Выскубенко, первый выпуск – всегда особое событие.

«Это результат четырех лет активного развития филиала, который с 2023 года работает в новом культурно-образовательном комплексе на острове Русский. Сейчас у нас почти 70 учеников, интерес к обучению в филиале растет, заявки поступают не только из Приморья, но и из других регионов России. Наши выпускницы получают предложения от театров, в том числе Приморской сцены Мариинского театра. Это высокая оценка работы филиала. Уверен, перед нашими ученицами открыты двери театров всей нашей страны и мира. Русская школа балета – одна из лучших в мире. Наша академия развивает его традиции более 250 лет.

Филиал МГАХ во Владивостоке является форпостом хореографического искусства и хореографического образования России на Дальнем Востоке. Академия является филиалом одной из лучших и стариннейших балетных школ мира – Московской государственной академии хореографии, которая ведет свою историю с 23 декабря 1773 года, с открытия Московского воспитательного дома, учрежденного манифестом императрицы Екатерины II.

Любим, ценим, поддерживаем, поощряем…

«Сегодня у нас выстроена полноценная вертикаль хореографического образования: детская школа искусств – филиал МГАХ – сцена театра. Да еще какого! – рассказала начальник управления культуры администрации Владивостока Светлана Шупиро. – В нашем городе последовательно поддерживается развитие системы творческого образования, создаются условия для реализации потенциала одаренных детей».

Громкие названия, которые мы упоминали выше, не должны затмевать того факта, что во Владивостоке уже долгие годы существует с заглавной буквы Школа, которая дала дорогу в искусство, и в том числе на большую сцену, многим юным владивостокцам. Речь о муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детской школе искусств № 6», в которой, кстати, сейчас идет набор на новый учебный год.

Как рассказала нашему корреспонденту директор школы Людмила Коргунова, заведение гордится своими выпускниками, которых сегодня можно увидеть в театрах по всей стране. В том числе и на Приморской сцене Мариинки.

Как отметила начальник управления культуры администрации Владивостока Светлана Шупиро, городские власти любят, ценят, поддерживают, поощряют и стараются создавать лучшие условия для детских школ искусств.

Евгений СИДОРОВ

Фото Семена СЕРЕДЫ, Приморской сцены Мариинского театра, ДШИ № 6