Олег Хайдуков, педагог дополнительного образования детского центра «Эврика»

Сегодня в гостях у «В» Олег Хайдуков, педагог дополнительного образования детского центра «Эврика».

Учреждения дополнительного образования во Владивостоке предлагают школьникам широкий спектр направлений. Дети могут петь и рисовать, заниматься спортом и туризмом, мастерить поделки и проводить опыты. Но есть и уникальные в своем роде кружки. Например, в детском центре, где преподает герой сегодняшнего выпуска, ребята изучают внутреннее устройство автомобиля и правила дорожного движения.

Юные автомеханики

За работу технических направлений в детском центре «Эврика» отвечает педагог дополнительного образования Олег Хайдуков. К педагогической деятельности он пришел не сразу, поначалу работал в строительстве. В 90-е годы все начало постепенно сходить на нет, и товарищ предложил поработать педагогом. Олег Иванович думал, что это временно, но в сентябре этого года исполнилось уже 30 лет его педагогического стажа.

«Мне нравится работать с детьми. Они непосредственные. Шаловливые, конечно, но я всегда говорю: плохих детей нет. Все дети хорошие, просто нужно с каждым работать и находить подход. Я с удовольствием этим занимаюсь. Причем и на работу иду с радостью, и домой. Потому что там у меня тоже детвора – два внука и еще прибавление на подходе».

Педагог занимается с ребятами в рамках двух кружков. Первый – «Юный автослесарь», где школьники постигают азы технического обслуживания автомобиля. Ребята знакомятся со слесарными операциями, методами диагностики неисправностей и ремонта механизмов. Второе направление – «Дорожная азбука». Здесь дети изучают правила дорожного движения. Рассказывать школьникам о ПДД очень важно, ведь они не только пешеходы, но и будущие водители.

«Такие направления в дополнительном образовании сейчас редко встретишь. Из технического наиболее популярна робототехника, но это все-таки конструктор, а здесь все по-настоящему. Один из родителей недавно рассказывал, что мониторил разные учреждения в городе, и наш кружок – единственное, что он нашел из подобного. Я, правда, не проверял, но ребята приезжают сюда заниматься из удаленных районов города: Вторая речка, Эгершельд, Дальзавод. Мне кажется, это о многом говорит».

Средний возраст обучающихся – от 14 до 18 лет. Дети с шестого класса начинают узнавать, как устроен автомобиль и знакомятся с культурой вождения. На занятия ходят исключительно мальчишки.

«Была у нас одна девочка, но давно. Сами понимаете – станки, инструменты, металлические конструкции. Тем более, в группе мальчишек такого возраста девочка – отвлекающий фактор. Хотя, если говорить про вождение, они схватывают гораздо быстрее, особенно момент со сцеплением».

С теорией ребята знакомятся за партами в кабинете. Здесь повсюду плакаты, макеты и наглядные пособия, большинство из которых собрано вручную. После обсуждения новой темы дети вместе с педагогом идут в мастерскую, где непосредственно применяют полученные знания на практике. Сперва это общеслесарные операции – учатся размечать, рубить и резать металл, сверлить, собирать и разбирать детали. Затем переходят к токарным станкам, дальше – к смотровой яме. Дети со всех сторон окружают машину и начинают «колдовать». Раньше это были учебные авто, а сейчас Олег Иванович пригоняет свое. Как рассказывает педагог, подпускать ребят к своей машине совсем не страшно.

«Научиться можно всему, было бы желание. Некоторые, когда приходят, очень не уверены в себе, это их отталкивает и тормозит. Но как только ребенок чувствует, что он что-то может, сразу втягивается в процесс, и дальше никаких проблем не возникает. Силком мы здесь никого заниматься не заставляем. Кто-то схватывает на лету, до кого-то позже доходит, поэтому ребята помогают друг другу. Это тоже важно, ведь общение педагога с детьми и детей между собой – разные вещи. Дети по-другому друг другу объясняют, они вкладывают свои ощущения».

Интересно и полезно

Детский центр «Эврика» был организован в декабре 1988 года. Тогда он назывался МОУ «Межшкольный Учебный Комбинат Первомайского района г. Владивостока». Бессменным руководителем являлась Галина Шаврина, только три года назад она ушла на пенсию. В этом году учреждение празднует 35-летний юбилей. Все эти годы центр непрерывно работал, менялось только название. Большинство таких структур со временем закрылись, а центр «Эврика» не только сохранился, но и продолжает развиваться как современное детское образовательное учреждение.

«Время идет, а дети не меняются. Как были детьми, так ими и остаются. Меняются только условия. Главное – это дисциплина. Мне здесь доверили детей, и я им всегда говорю: «Я за вас отвечаю, поэтому буду держать строгий порядок». Обязательно рассказываю ребятам о технике безопасности. Они должны быть осторожными, потому что в мастерской полно мест, где можно травмироваться. Не до фанатизма, конечно, например, поцарапанный палец – это совершенно нормально. Но ни одного случая, чтобы ребенок пострадал, за все эти годы не было. Как только кто-то нарушает правила техники безопасности, сразу начинаем разбирать на примере».

У направления, которым руководит Олег Иванович, большое прошлое. Раньше в детском центре «Эврика» даже готовили водителей – арендовали автодром, и ребята 10-х и 11-х классов получали начальные навыки управления автомобилем. Также проводились городские соревнования по слесарному делу. Хоть это дело довольно затратное, но очень полезное. Можно смело сказать, что «Юный автослесарь» – по-настоящему прикладной кружок.

«Не так давно на очередном занятии мы с ребятами учились натягивать ремни. С первым они сразу разобрались, а вот на втором застряли. Нашли, тянули руками, а то, что там рычаг, не догадались. Я, конечно, подсказал, и дальше все пошло как по маслу. Только дашь им намек, все сразу получается».

Школьники с большим удовольствием приходят на занятия. Олег Иванович рассказывает, что ребятам очень нравится возиться с железом. Да и сами дети ничего не боятся – занимаются даже электрооборудованием, например, обслуживанием аккумуляторной батареи.

«Когда ребенок сам снял колесо, отремонтировал и поставил на место, это повышает его самооценку и уверенность в себе. Здесь важна работа не только руками, но и головой. Допустим, регулировка клапанов или натяжение ремней – это довольно сложные операции. Ребята начинают думать, и это их развивает».

Несмотря на то, что ребята в мастерской имеют дело с физическим трудом, они еще и тренируют мышление. Чтобы собрать двигатель, одной силы мало – как минимум, нужны знания и логика.

«Все это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, всего лишь работа напильником. А знаете, сколько ума для этого надо? Палата. Нужно понимать, какой это напильник, сколько он снимает, как его правильно держать, куда двигать и так далее. Даже если взять простого сантехника, он в своей работе применяет огромное количество формул – рассчитать изгибы, правильно выбрать металл. Все это требует глубоких знаний. К этому надо приучать с детства».

Воспитывать кадры

Олег Иванович – педагог высшей квалификационной категории с внушительным стажем работы. Несмотря на это, он постоянно подтверждает свой статус – проходит курсы повышения квалификации. Педагог награжден почетной грамотой Департамента образования и науки администрации Приморского края, а в этом году отмечен почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования.

За 30 лет педагогической деятельности Олега Ивановича из стен мастерской вышло очень много ребят. Педагог вспоминает, что в начале работы только один выпуск насчитывал 280 человек. Сейчас это порядка ста человек в год. Своих воспитанников педагог нередко встречает в городе. Будучи взрослыми людьми, они с улыбкой узнают своего наставника.

«Многих своих воспитанников я помню, узнаю по именам и лицам. Когда-то у меня обучался паренек, после школы пошел учиться на автомеханика. Закончил, но сейчас работает менеджером, зато в автомобильном магазине. В процессе беседы он рассказал, что ему очень помогает то, чему он у меня научился. Он здесь не просто торгует запчастями, а разбирается, что к чему. Любые знания, даже те, которые на первый взгляд кажутся ненужными, когда-нибудь обязательно пригодятся, не будут лежать мертвым грузом. В конце концов, будет понятно, где найти нужную информацию».

Сейчас в детском центре «Эврика» функционируют 23 кружка, секции и студии самых разных направлений: танцы, пение, спорт, иностранные языки, рисование. Из технического остались только кружки Олега Ивановича, хотя раньше здесь был большой токарный парк и даже преподавалась радиотехника.

«Мы с детства обучали профессии. Ребенок не просто получал новые знания и умения, а выходил с разрядом. Мы имели лицензии на подготовку младших медицинских сестер, сборщиков радиоаппаратуры, токарей, слесарей, швей-мотористок. Швейный цех до сих пор сохранился, но нет педагога. Возвращать это все, конечно, нужно, об этом давно говорят. Это тяжело – нужно иметь большой технический парк, квалифицированных педагогов. Медленно, но верно мы движемся в эту сторону. Я считаю, что дети должны погружаться в будущую профессию со школы, а не после выпускного в колледже. Моя дочь когда-то тоже здесь занималась, потом пошла в колледж, стала развиваться и выросла до одного из лучших специалистов в своей профессии по России. Сейчас она знаменитый в узких кругах парикмахер-стилист. И сыновья тоже здесь начинали, правда, пошли по другой профессии, но навыки, которые они здесь приобрели, им сейчас помогают. Это ведь не только знания и умения, это еще и социальная адаптация».

Педагог рассказывает, что с детьми никогда не бывает скучно. Даже в отпуске ему хочется поскорее вернуться на работу. Главное – по-доброму относиться к детям. Тогда и самому будет приятно работать, и ребята будут тянуться. Олег Иванович отмечает, что в этом и заключается суть педагога.

Анна ЛУШИНА

Фото: Анна ЛУШИНА и предоставлены Олегом ХАЙДУКОВЫМ