Маргарита Данилова, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3 г. Владивостока»

В сегодняшнем номере «В» мы рассказываем о Маргарите Даниловой – воспитателе МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3 г. Владивостока», которая умеет найти общий язык с дошколятами, а еще разглядеть талант в каждом.

Встреча с Маргаритой Валентиновной состоялась на её рабочем месте – в стенах Детского сада № 3, расположенного в микрорайоне Снеговая Падь. Здесь она работает почти с самого основания учреждения, за плечами уже три выпуска дошколят.

В прошлом году педагог вместе с коллегой, тоже опытным воспитателем Ириной Ивашко, набрали новую группу малышей-трёхлеток. Теперь предстоит их сопровождать на пути познания мира.

В 50 лет жизнь только начинается

Профессию воспитателя Маргарита Данилова выбрала далеко не сразу. Долгие годы была частным предпринимателем, но в определенный момент захотелось радикально изменить свою жизнь.

– Мой небольшой бизнес складывался довольно успешно, все процессы были налажены, но ближе к пятидесяти годам захотелось получить новую специальность, которая приносила бы настоящую пользу людям. Рядом с моим домом находился детский садик, я всегда с интересом наблюдала за малышами на прогулке, слушала их радостные звонкие голоса. И однажды созрело решение выучиться на педагога дошкольного образования. Поступила во Владивостокский педагогический колледж, учиться очень нравилось, – вспоминает Маргарита Валентиновна.

На сегодняшний день у нее солидный стаж работы воспитателем, несколько десятков ребят уже давно школьники, некоторые – студенты.

Проблемы оставляем за дверью сада

Адаптация детей к детскому саду часто бывает сложной. Так случилось в прошлом году в практике Даниловой. Несколько ребят упорно отказывались вливаться в коллектив. Большинство в первый месяц плакали, тяжело расставались с родителями и рвались домой. Однако педагогический опыт, любовь и доброе отношение воспитателей сыграли свою роль. Сейчас все дети приходят в сад с радостью. Они знают, что там их ждут друзья, интересные занятия, праздники и любящие их педагоги.

– Ребята всегда тонко чувствуют настроение взрослых. Поэтому, приходя на работу, я стараюсь оставлять все свои заботы и проблемы за дверьми сада и сама окунаюсь в атмосферу игр и веселья. Наши ребята очень ласковые, сами подходят обниматься, рассказывают о том, что происходит у них дома. Они чувствуют доброе отношение и отвечают взаимностью, – делится воспитатель. – С родителями ребят у нас сейчас тоже хорошие, доброжелательные отношения, хотя поначалу были и трудности, и недопонимания.

Идеи подают сами дети

К занятиям Маргарита Данилова готовится как дома, так и на рабочем месте, во время тихого часа. Часто новые задумки появляются спонтанно, выручает также специальная литература и интернет, где можно найти интересный опыт коллег из других городов страны. Но самые главные поставщики новых идей – сами дети.

По утрам ребята вместе с педагогом обсуждают интересующие их темы, которые в дальнейшем воспитатель берёт в работу. На основании предпочтений детей и строятся занятия. Идеи, которые подают малыши, могут стать как основной темой дня, так и темой недели. Также ребята нередко приносят интересующую их литературу, иллюстрации из дома.

Важен правильный настрой

Любое творческое занятие детей в группе, будь то рисование, лепка или аппликация, педагог начинает с предварительной подготовки.

Сначала проводит беседу, демонстрирует иллюстрации, читает стихи, сказки. Затем объясняет, показывает и помогает сделать работу. На стенде рядом с группой и в самой раздевалке – множество интересных и трогательных поделок и рисунков, выполненных малышами. Родители всегда с удовольствием любуются творчеством своих детей.

– Для любого дела важен правильный настрой. Для меня на первом месте – позитивная атмосфера в группе. Стараюсь зарядить ребят хорошими эмоциями, сделать так, чтобы им было весело и интересно выполнять задания. Всегда стараюсь их хвалить. Детям важно чувствовать поддержку взрослого, быть уверенными в своих силах, – делится профессиональными принципами педагог.

Театр начинается с… детсада

Помимо основной работы Маргарита Валентиновна ведёт в детском садике театральный кружок. Артисты, несмотря на юный возраст, – частые участники творческих состязаний. Так, в прошлом году многие из воспитанников Даниловой принимали участие в конкурсе чтецов на базе детского сада. Одна дошкольница даже завоевала первое место на международном фестивале. В ближайших планах педагога – поставить с малышами сказку и представить ее на конкурсе.

Маргарита Данилова, как и другие воспитатели детского сада, постоянно повышает уровень профессионального мастерства. Семинары, конференции, открытые уроки – важная часть работы педагога. Удобно, что сейчас много нового можно узнавать на педагогических сайтах, вебинарах. Как правило, свои вечера воспитатель посвящает такому самообразованию.

В прошлом году она в очередной раз подтвердила первую квалификационную категорию.

Цигун и су-джок для дошколят

Маргарита Данилова давно интересуется здоровьесберегающими технологиями, поэтому тему для самообразования в детском саду выбрала соответствующую. Она уже разработала пособие по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

– Мне самой доставляет большое удовольствие проводить с ребятами обязательную утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе. В своей работе я порой использую приёмы из восточных практик. К примеру, су-джок-терапия помогает избавиться от физической усталости, стимулирует области мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания, – рассказывает Маргарита Данилова. – Утренняя гимнастика с элементами цигун не только помогает разнообразить упражнения, но и даёт энергию на весь день.

Хотелось сбежать и не возвращаться

На вопрос о том, что самое сложное в профессии воспитателя, Маргарита Валентиновна отвечает так:

– Вспоминаю свой первый рабочий день в детском саду. Накануне волновалась, что не смогу справиться с таким большим количеством детей. И правда, когда оказалась в окружении малышей, которым не исполнилось и трёх лет, поиграла с ними всего час, хотелось убежать домой и больше не возвращаться. Благо, хватило мужества не идти на поводу эмоций. Сейчас большим количеством детей меня уже не напугать. Тяжело бывает работать без напарницы или младшего воспитателя, когда, к примеру, кто-то из них на больничном. К счастью, это бывает нечасто, поэтому, как правило, семичасовой рабочий день проходит на одном дыхании.

«Это не Дед Мороз, а Маргарита Валентиновна»

За годы работы у Маргариты Даниловой накопилось множество забавных историй, связанных с детьми. Они мило и трогательно выступают на утренниках, рассказывают истории, используя забавную лексику, балуются, играя между собой. Иногда папы уводят своих ребят, перепутав одежду или обувь малышей.

– Как-то раз я играла Деда Мороза на утреннике, и один мальчик из моей группы узнал меня и громко стал кричать остальным детям: «Это же Маргарита Валентиновна!». Это была очень смешная ситуация, хорошо, что удалось провести праздник до конца, – вспоминает воспитатель.

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Маргариты ДАНИЛОВОЙ