В новом выпуске «Проверено на себе» мы приглашаем нашего читателя в уникальное путешествие – на утренний рейс автобуса МПВ «ВПОПАТ № 1». Мы провели несколько часов рядом с водителем, чтобы изнутри увидеть, как начинается рабочий день человека, от которого зависят утренние планы сотен горожан. От подготовки в автопарке до первых пассажиров на маршруте – читайте в материале «В».
Начало дня: строгий ритуал
Утро нашей съемочной группы началось еще затемно в автопарке МПВ «ВПОПАТ № 1». На часах чуть больше пяти утра. В воздухе витает утренняя свежесть. Прежде чем отправиться в рейс, каждому водителю необходимо пройти предрейсовый медицинский осмотр. Быстро, четко, без лишних слов: давление, пульс. Как говорится, здоровье пассажиров начинается со здоровья водителя. Вместе с нами Данил Блохин – опытный водитель автобуса. В его действиях – спокойная уверенность, отточенная годами. И это не удивительно, ведь за баранкой он уже 16 лет.
После того как документ о здоровье водителя получен, мы отправляемся проводить «обряд посвящения» автобуса. Если говорить менее художественно, следующий этап – проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Вместе с контролером технического состояния транспортных средств Данил обходит машину, проверяя давление в шинах, работу фар, дворников, состояние салона. Слышен их негромкий профессиональный диалог: «Передние фары включи», «Стеклоочистители в норме».
Финал подготовки – получение путевого листа. Этот документ является законным основанием для выхода на линию. Водитель получает его после медосмотра и проверки техники, ставит свою подпись, подтверждая ответственность за пассажиров, автобус и соблюдение графика. С этого момента его рабочий день официально начат.
Город просыпается
И вот мы выезжаем на автобусе по маршруту № 77. Город еще спит. Окна домов темные, улицы пустынны, лишь изредка в этой утренней грезе виднеются редкие, недавно проснувшиеся пешеходы и одинокие автомобилисты. Наш автобус, словно призрак, скользит по спящим улицам, направляясь до конечной остановки «Автовокзал». Пока что без пассажиров, без суеты. Это, пожалуй, самая философская и умиротворенная часть маршрута, последние минуты тишины перед началом большого городского дня. Салон пуст, только гул двигателя нарушает тишину. А в кабине водителя с панорамным стеклом чувствуешь себя капитаном корабля, плывущего по спящему городу.
Но вот мы наконец прибыли на конечную. Однако маршрут – это строгий график, и наше движение подчинено ему. Автобус отправляется в четко назначенные часы, и потому сейчас мы ненадолго замерли на противоположной стороне дороги, в ожидании своей очереди начать обратный путь. Эта короткая пауза – последняя перед тем, как двери откроются для пассажиров и тишину салона наполнят голоса, шаги и ритм нового рабочего дня.
«Мы приехали на конечную остановку “Автовокзал”, у нас график сегодня отсюда, будем следовать до остановки “Приморский океанариум”. Всегда придерживаемся времени, за исключением пробок», – рассказал Данил Блохин, водитель автобуса.
В автобусе
Нас несет по утренним улицам современный синий МАЗ – один из тех, что недавно пополнили автопарк. Кстати, в 2024 году для муниципального предприятия «ВПОПАТ № 1» были закуплены 15 автобусов большого класса и 5 автобусов среднего класса. В 2025 году автопарк муниципального предприятия пополнился еще 30 новыми автобусами среднего и большого классов, а также одним автобусом малого класса. Кроме того, были приобретены еще 18 автобусов среднего класса, 14 из которых будут доставлены в дальневосточную столицу в этом году, еще четыре автобуса – в 2026 году. Также в рамках реализации мастер-плана Владивостока были приобретены 20 современных троллейбусов, которые уже работают на городских маршрутах.
И хотя водительского удостоверения категории D у нашего корреспондента нет и сегодня он выступил в роли первого пассажира, посидеть в кабине нового автобуса все же удалось. Первое чувство – неожиданный комфорт и почти космическая сложность. Водительское место очень удобное, но взгляд то и дело цепляется за множество панелей с самыми разными кнопками. А еще ты сидишь высоко, как в кабине грузовика, и неопытному человеку сразу становится ясно: чувствовать габариты этой большой машины нелегко.
С наступлением осени и приближением зимы в работе автобуса происходит сезонная «смена караула»: кондиционер уступает место отопительным системам. И это не просто переключение тумблера. Водитель еще раз внимательно, почти как пилот перед взлетом, оценил работу обогревателей. Из дефлекторов уже уверенно тянуло сухим теплом, обещая пассажирам защиту от пронизывающей владивостокской погоды. Эта простая, но важная проверка – еще одна часть негласного договора между водителем и городом: в салоне должно быть не только безопасно, но и комфортно.
Новые автобусы оснащены по последнему слову техники. Для пассажиров здесь есть все: система безналичной оплаты, кондиционер и даже USB-разъемы для зарядки гаджетов. За безопасностью следят камеры видеонаблюдения и умная система, которая контролирует состояние водителя. А его рабочее место организовано с максимальным комфортом – вся ключевая информация выводится на современную медиапанель, а в кабине поддерживается комфортная температура.
Первые пассажиры
Время выезжать. Постепенно наступает рассвет. На остановке уже виднеются первые фигуры. Студент в наушниках, пожилая женщина, рабочий в спецовке. Осторожно, двери открываются…
Смотреть, как город просыпается и начинает движение, – невероятное ощущение. Ты осознаешь, что этот автобус – не просто кусок железа на колесах. Это пульсирующий кровеносный сосуд. Он забирает сонных, замерзших людей и везет их к их делам, мечтам, работам. Он – начало чьего-то дня. Автобус потихоньку наполняется людьми, их утренними разговорами, звонками телефонов.
И вот мы снова в движении. Размеренно, как дыхание спящего великана, автобус следует от остановки к остановке, впуская и выпуская пассажиров. И вот уже позади Золотой мост, проплывающий за окном в утренней дымке, и его величественная панорама, которой можно любоваться бесконечно. Но путь наш лежит дальше! Мы набираем ход и выезжаем на грандиозный мост, ведущий на остров Русский. С высоты его пролетов очертания пробуждающегося Владивостока видны отчетливо. От этого зрелища просто захватывает дух. В эти секунды ловишь себя на мысли, что такая красота – скрытая награда для тех, кто встает раньше всех.
Когда мы прибыли на остановку «Приморский океанариум», салон, еще недавно наполненный людьми, окончательно опустел, и у водителя начался небольшой, но заслуженный перерыв перед обратным рейсом. Когда же мы вновь тронулись в путь, за окнами было уже полноценное утро. Солнце полностью осветило улицы, а пассажиров на остановках становилось все больше и больше – город проснулся окончательно и вступил в свой привычный стремительный ритм.
Выходя из автобуса спустя несколько часов, я понимаю, что видел не просто рабочую смену. Я видел серьезную и кропотливую работу, которая совершается каждый день, пока большая часть города еще видит сны.
С Днем автомобилиста!
В этом году последнее воскресенье октября выпало на 26 число. Именно в этот день в России отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Этот праздник стал отличным поводом пообщаться с пассажирами. Мы решили узнать, что они хотели бы сказать тем, кто ежедневно управляет городскими маршрутами. Их искренние и теплые поздравления, которые вы можете увидеть далее, – лучшее доказательство того, что труд водителя не остается незамеченным.
Поздравить водителей вызвались практически все, к кому мы обратились, но самый живой отклик, что закономерно, исходил от молодежи. Их пожелания были простыми, искренними и попадали точно в цель. Ребята желали водителям не столько официальных успехов, сколько простых человеческих радостей: поменьше пробок на дорогах, крепкого здоровья за рулем и, что особенно трогательно, поболее вежливых и приветливых пассажиров.
«Хотел бы поздравить водителей общественного транспорта с их профессиональным праздником. Спасибо им большое за их нелегкий труд. Хотел бы пожелать им побольше приветливых пассажиров, поменьше пробок и крепкого здоровья!» – пожелал пассажир маршрута № 77.
В планах
Сообщается, что обновление автопарка Владивостока идет полным ходом. Ярким примером стала поставка в начале этого года 30 новых автобусов МАЗ большого и среднего класса для «ВПОПАТ № 1», которые поступили по лизинговому контракту.
Как ранее отмечал глава города Константин Шестаков, это часть большой работы: за последние четыре года город получил 351 новую единицу общественного транспорта.
А тем временем на горизонте – уже следующее пополнение: как стало известно из эфира программы «Прямой разговор» с губернатором Приморья Олегом Кожемяко, в следующем году для муниципальных маршрутов планируется закупить еще 40 автобусов.
Отвечая на вопрос горожан о работе городского транспорта, глава региона сообщил, что для обеспечения соблюдения расписания принято решение приобрести дополнительные автобусы для муниципального предприятия Владивостока «ВПОПАТ № 1».
«В прошлом году закуплено 30 автобусов, в этом – 18 машин. В следующем году мы направим деньги на приобретение городом еще 40 автобусов, которые выйдут в том числе на социальные маршруты. Будем и дальше поддерживать городское предприятие», – отметил Олег Кожемяко.
А всего во Владивостоке действуют 95 маршрутов, которые обслуживают 9 автотранспортных компаний.
Дмитрий ДОРОХОВ
Фото Софьи КИРИЧКОВОЙ
