Здание, изображённое на фотографиях, изначально было задумано исключительно для развлечений, хоть и строилось по заказу серьёзной научной организации. «Новый музыкальный театр» – так именовалось оно в газетах начала XX века. Потом долгое время наука молчаливо соседствовала с развлечениями, никак с ними не пересекаясь, а теперь в нём властвует лишь одна наука, и о былом весёлом прошлом не напоминает ничего. Кроме истории.
Для школьников 1960-1980-х годов самым желанным развлечением было, конечно же, кино. И место, запечатлённое на снимках, являлось для юных зрителей эдаким средоточием радости. Именно здесь концентрация киноэкранов на квадратный метр площади была максимальной во Владивостоке за всю историю существования города.
Представим себе некого обстоятельного школьника, который загодя решил спланировать свой воскресный досуг. Он брал газету и просматривал объявления, выясняя, какие достойные фильмы в каком из кинотеатров идут, в какое время начинаются и кончаются сеансы. Юный зрительский разум легко составлял порядок посещения кинотеатров и рассчитывал потребный бюджет, который при необходимости вытряхивался из копилки.
Первым на очереди в зрительском раю, изображённом на фото, был детский сеанс в кинотеатре «Комсомолец», который как раз находился в симпатичном здании на переднем плане.

В приподнятом настроении вывалившись через полтора часа из полутёмного пространства, школьник вваливался в «Комсомолец» снова, поскольку в кинотеатре было два зрительных зала – Красный и Голубой, – и в каждом шла своя программа. Убив ещё полтора часа и зарядившись для очередного зрелища, школьник топал в здание по соседству, в котором ныне находится Театр кукол, а тогда располагался кинотеатр «Приморье».

Ещё полтора часа кино, ради которого всю неделю копилась жажда зрелищ, а в иных семьях – и пятёрки за хорошую успеваемость! Но и это ещё не всё! Вынырнув на белый свет, школьник спешил к следующему кинотеатру – с милым названием «Летний» и решетчатыми деревянными стенами, который застенчиво скрывался под сенью тополей в двухстах метрах впереди, в существовавшем тогда скверике ниже остановки «Лазо». Там перед сеансом можно было выпить кофе, сжевать пирожок, проглотить пирожное или полакомиться мороженым в кафе рядом с кинотеатром.

И только через 6-7 часов школьник возвращался домой, довольный собой, жизнью и всемирным кинематографом, напереживавшись, отнегододовав и отсвистев в адрес врагов, попугавшись и нахохотавшись вдоволь в этом оазисе кинорадости. Ведь здесь, на площади всего лишь 50 на 200 метров из двух десятков городских кинозалов размещалось сразу четыре!
А началось всё почти полтора столетия назад, 11 декабря 1883 года, когда в газете «Владивосток» некий аноним опубликовал статью с названием «О необходимости музея во Владивостоке». Статью написал инженер-поручик А. М. Устинов, лишь год назад прибывший из Санкт-Петербурга на строительство плавучего дока, но уже проникшийся историей и суровой красотой дальневосточных земель. О необходимости музея в учёных кругах Владивостока говорилось уже сравнительно давно, но Устинов заявил об этом в открытой печати впервые. И в начале следующего, 1884 года была создана инициативная группа, в которую кроме самого Устинова вошли известные горожане: прокурор окружного суда Иван Бушуев, географ и историк Фёдор Бу́ссе, педагог и исследователь Василий Маргаритов, врач и первый владивостокский поэт Павел Гомзяков, будущий редактор газеты Владивосток Николай Соллогуб и другие влюблённые в Дальний Восток люди. На первом же собрании было решено прежде всего учредить учёное общество для изучения приморских земель, сбора сведений и коллекций, научной обработки собранных материалов и организации библиотеки, а уже при нём – создать музей. 18 апреля 1884 года устав Общества изучения Амурского края (ОИАК) был подписан военным губернатором.
И с первых дней создания Общества начался активный сбор коллекций и научные исследования, которые проводили не только учёные, но и известные предприниматели, и военные моряки. Ценные предметы в дар музею приносили даже простые граждане. Наладился обмен экспонатами и документами с другими научными учреждениями страны, читались публичные доклады об экспедициях. Собственного помещения у Общества тогда не было, и приходилось арендовать комнату во Владивостокской прогимназии. Материалами были буквально забиты витрины, комоды и шкафы. Экспонаты свисали с потолка и развешивались по стенам. Обществу изучения Амурского края срочно нужно было собственное здание, но у городских властей не было свободной земли.

В XIX веке на месте, изображённом на фотографиях в начале статьи, зиял овраг. Обыкновенный безобразный овраг, которых во Владивостоке в конце XIX века было шесть – между семью сопками, на которых был построен город. По этому оврагу в пору юности Владивостока текла небольшая рыбная речка, перегородив которую запрудой, жители получили источник питьевой воды. Потому и речку, и овраг, а затем и улицу, идущую вдоль оврага, назвали Прудовыми. От центра города вплоть до этого оврага – до нынешнего Светланского переулка – земля принадлежала Морскому ведомству. Причём главная, парадная корабельная пристань города – Адмиральская – долго соседствовала с этим самым оврагом.
И вот по ходатайству страстно вовлечённых в дело изучения края военных моряков морской министр адмирал И. А. Шестаков, посетивший Владивосток в 1886 году, подарил Обществу землю на месте Прудового оврага с уже пересохшей речкой для строительства собственного здания. Сразу же развернулось строительство, и в 1890 году открылся первый на Дальнем Востоке краеведческий музей, вход в который был бесплатным для всех. В этом старинном здании и сейчас находится один из филиалов Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, только в 1906-1909 годах к зданию были добавлены пристройки: небольшая одноэтажная с востока и двухэтажная парадным входом – с запада.

Кстати, школьники 1960-80 годов, которым не доставались билеты на сеансы в местные кинотеатры, бывало, заглядывали в этот музей, с особым интересом рассматривая минералогическую и зоологическую коллекции, некоторые экспонаты которых были добыты ещё сто лет назад.
Общество изучения Амурского края и музей существовали только на пожертвования. Жертвовали и предприниматели, и военные, и государственные деятели, и мещане, и члены царской фамилии. Однако финансовые поступления не были и не могли быть стабильными, а планы у учёных были грандиозные, и потому денег постоянно не хватало. И тогда руководством ОИАК было решено построить доходный дом, который принадлежал бы Обществу, а его помещения можно было бы сдавать в аренду и таким образом пополнять казну Общества.
В 1910 году Городская Дума выделила для строительства доходного дома участок городской земли в Прудовом овраге, соседствовавший с музеем – тот самый, что на фотографиях. По договору 1912 года с Обществом, строительство здания должен был вести Василий Шуин, предприимчивый коммерсант, владелец нескольких владивостокских ресторанов. В доходных домах того времени на нижних этажах, как правило, размещались салоны, магазины, мастерские, а на верхних – квартиры или апартаменты для сдачи внаём. Шуин же намеревался построить музыкальный театр, причём зрительный зал этого театра проектировался в подражание знаменитому залу Старой Берлинской Оперы, хотя и вполовину меньшего размера.
Зрительный зал Берлинской Оперы XVIII века был полукруглым, подобно древним амфитеатрам, что улучшало обзор со всех мест, делало более удобным просмотр спектаклей с лож и балконов, в отличие от классических прямоугольных залов, в которых зрителям в ложах приходилось сидеть боком. Была полукруглой и сцена, и ряды кресел в партере были изогнуты дугой. Кроме того, ряды кресел повышались от сцены вглубь зала – это привычное для нас удобство и в начале XX века не было повсеместным даже для больших залов.

Однако Шуин, возведя фундамент и первый этаж, затянул строительство, и стройку передали другим подрядчикам. Им было поручено продолжить строительство, управлять зданием в течение срока аренды с перечислением арендной платы Обществу и окончательно передать всё здание в собственность Обществу в 1934 году.
«Музыкальный театр» был построен в 1915 году. Восточная часть здания, обращённая к остановке «Лазо», заметно шире и выше – именно там располагалась сцена и гримёрные комнаты.

Кроме театрального зала, в здании находились кабаре «Летучая мышь» и «Би-ба-бо». Впоследствии здание было перестроено, а в годы интервенции здесь находилось бюро международной полиции.
В 1923 году, после установления во Владивостоке Советской власти, нижняя часть здания была переоборудована для размещения в нём кинотеатра, который поначалу назывался «Художественный», а потом был переименован в «Буревестник» и получил два отдельных зала – Красный и Голубой. А в конце 1920-х годов здесь открыли специализированный молодёжный кинотеатр «Комсомолец», в котором перед сеансами, согласно духу времени, проводились диспуты, лекции, семинары. Верхние же этажи занимали различные научные и образовательные учреждения. А в 1934 году стараниями Владимира Леонтьевича Комарова, будущего академика и президента Академии наук СССР, 10 лет отдавшего полевым изучениям природы Дальнего Востока, на основе Дальневосточной научной станции был создан Дальневосточный филиал Академии наук, и в этом здании разместился его Президиум. Руководство дальневосточного отделения Российской академии наук и теперь находится здесь, причём сейчас занимает всё здание.

Доходный дом ОИАК – это один из самых ярких образцов модерна во Владивостоке, стиля, который архитектурно роднит его с Санкт-Петербургом, ведь многие архитекторы, творившие во Владивостоке на стыке XIX-XX вв., были выпускниками столичных архитектурных училищ. Учился в Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров и Н. Д. Федосеев, строитель Доходного дома Общества изучения Амурского края.
Петербургский, а значит, и владивостокский модерн был во многом навеян творчеством австрийского архитектора Отто Вагнера. Так, например, фасады дома буквально насыщены вертикальными бороздками-каннелюрами разной длины, параллельными линиями, выпадающими из колец – авторскими элементами Вагнера.

Здание несимметрично, боковые фасады чрезвычайно непохожи, но архитектору удалось придать строению удивительную цельность, а богатый декор и обилие оконных проёмов разных форм делает его зрительно менее массивным. Удивительно, но ни одна из деталей не привлекает отдельного пристального внимания, но при этом здание выглядит нарядным, и его действительно хочется разглядывать – издали, как талантливую картину, написанную крупными мазками. Возможно, что немалую роль играет удачно подобранные цвета, которыми декорировали строение при последней реставрации.

Очень жаль, что во время последнего ремонта зданию не вернули разобранные в 1966 году башни. Такие большие, массивные башни, что раньше украшали этот дом и украшают многие другие здания Владивостока, были вдохновлены «северным модерном», пришедшим в Петербург из Скандинавии и Финляндии. Башни разнообразили городскую застройку, делали её более живописной. Остаётся лишь надеяться, что при очередной реставрации здания ему будет возвращён изначальный облик, и башни вернутся на своё место.
Прошли годы. Из двух десятков кинозалов во всём Владивостоке сохранились лишь четыре. Детская радость перебралась в другие оазисы и обрела другое содержание. Ну а детский смех звучит на владивостокской земле по-прежнему.
Константин Смирнов-Владчанин
Фото К. Смирнова-Владчанина и неизвестных авторов 1885 г., 1918-19 гг. и 1960-х гг., гравюра 1843 г.
