Сегодня в гостях у «В» Наталья Григина, главный библиотекарь филиала № 8 МБУК «ВЦБС» г. Владивостока. Наша встреча с Натальей Михайловной состоялась на её рабочем месте по адресу: ул. Приморская, 5.
Технарь с тонкой душой
Несколько лет назад, находясь в поиске работы, по совету знакомых Наталья пришла «на разведку» в одну из библиотек Владивостока, да так и осталась трудиться в библиотечной системе, потому что царящая там атмосфера тогда заворожила её.
– Основное образование у меня техническое, прямого отношения к моей работе не имеет. Но я всегда любила читать, ведь книги – это не только источник информации, но и тактильные ощущения, это дизайн, иллюстрации… При работе с книгами задействованы несколько сенсорных каналов, и мне это, безусловно, по душе, – рассказывает библиотекарь.
Помимо работы с книгами, Наталья Григина занимается оформлением выставок в библиотеке № 8. Выставочное пространство там хоть и небольшое (буквально на дюжину работ или чуть больше), но есть возможность расширить его за счёт библиотечного зала, что, собственно, и делается руками нашей героини.
Отметим, что до того, как стать библиотекарем, Наталья Михайловна работала в центре имиджа и рекламы ВГУЭС (ныне ВВГУ) и уже тогда ее привлекали библиотеки вуза даже не столько находящейся в них литературой, сколько самой атмосферой и оформлением пространств.
– Помню, как в одной из библиотек висел довольно большой рисунок глубокого красного цвета. Это был рисунок, кажется, внука одной из сотрудниц библиотеки ВГУЭС. Юный художник учился тогда в Корее, и мне казалось, что именно поэтому его работа выглядит экзотично. Я очень хорошо запомнила это цветовое пятно в интерьере, и в нашей библиотеке до сих пор именно рисунки попадают в поле моего внимания в первую очередь.
Динамичная работа
Как правило, своё рабочее время Наталья Григина проводит в постоянном движении. Она занята обслуживанием читателей: узнаёт их потребности, проводит подбор, поиск, выдачу нужной литературы, ведёт учёты книг. Помимо этого, главный библиотекарь филиала № 8 занимается подготовкой и проведением плановых мероприятий для школьников и для детсадовцев. При этом «за кадром» еще остается много другой рутинной работы: расстановка книг, написание текстов для сайта, составление и оформление различной документации.
Немаловажное значение имеет и оформление выставок. Экспозиция в стенах библиотеки меняется раз в месяц-полтора. Как правило, это приурочено к мероприятиям, которые проводит Наталья Михайловна. Так сложилось, что в рамках своих выступлений она в основном знакомит детей с творчеством художников-иллюстраторов. Иногда это происходит с большим, а иногда с меньшим успехом.
– Мне самой очень нравятся иллюстрации Лидии Шульгиной к поэтическим миниатюрам Сергея Козлова, к книге стихотворений Ирины Пивоваровой «Потерялась птица в небе», и я понимаю, что это чудесные рисунки, но, бывает, это сложно объяснить детям, – рассказывает библиотекарь. – Или тот же Владимир Сутеев… ведь его Крошка Енот к сказке Лилиан Муур – красивый, замечательный, но показываешь для сравнения детям мультфильм про Крошку Енота – и, как правило, им всем больше нравится мультфильмовский стеклянноглазый зверёк… Конечно, такие моменты расстраивают.
При этом мероприятия Натальи Григиной часто посещают педагоги, которые приводят своих воспитанников, будь то воспитатели, учителя или вожатые пришкольных лагерей. У библиотекаря в копилке есть уже несколько забавных и трогательных случаев, связанных с этими встречами.
– Я очень радуюсь, когда на моих мероприятиях смеются педагоги. А иногда, наоборот, смотришь, а человек растрогался, увидев или услышав что-то важное для себя. Преподавательская работа очень напряженная и ответственная, на ней расслабиться сложно, и эти искренние проявления чувств очень ценны для меня, – делится наша героиня.
Такая разная библиотека
Каждый рабочий день в библиотеке для Натальи Михайловны по-своему неповторим. Иногда день проходит достаточно рутинно: сидя на рабочем месте, библиотекарь обслуживает непрерывный поток читателей. Бывают дни, когда она рассаживает в библиотечном зале школьников, включает им музыку клезмеров, показывает картины Марка Шагала и читает стихотворения Овсея Дриза…
– Как-то в один из таких дней мы делали бумажных голубей Вольфрама Курзенбергера – такой голубь, только из металла, есть в «Артэтаже», – хотели развесить их на ниточках, чтобы было видно с улицы. Когда всё было готово, мы с коллегой вышли на крыльцо сфотографироваться на фоне нашего окна и чуть не попали под град из размоченного хлеба. Так совпало, что кто-то из жильцов сверху кормил в это время настоящих голубей, – смеясь, рассказывает Наталья Михайловна.
Книги для души
Последние годы библиотекарь, находясь в постоянном потоке информации, уже крайне редко сама читает, как говорится, взахлеб.
К тому же много литературы необходимо регулярно изучать, исходя из специфики работы. За последние несколько лет Наталья прочла множество биографий писателей, поэтов, художников-иллюстраторов. Из недавних – воспоминания о Николае Заболоцком и Николае Радлове, о Валентине Осеевой и Валентине Берестове.
На вопрос о том, какие последние книги Наталья читала для души, она отвечает:
– Наверное, больше всего мне запомнились «Прогулка по Провинстауну» Майкла Каннингема, «Оливия Киттеридж» Элизабет Страут и книги Джеймса Хэрриота. В первых двух – маленький городок у моря, а рассказы Хэрриота – о суровом крае Йоркшир, о жизни фермеров, об их хозяйстве и иногда о совершенно неблагодарном труде ветеринара. Не уверена, что у этих книг есть одно общее обаяние, но там имеется не только информация, меня заворожили описания местности – воображаемые картины: цветущие тюльпаны под солнцем и ветром за окном дома Оливии Киттеридж, тропинки и пляжи Провинстауна, трепещущая трава на холмах Йоркшира. Может быть, поэтому у нас в библиотеке у читательниц самая востребованная книга «Там, где раки поют» Делии Оуэнс; возможно, они тоже замечают там для себя какое-то дыхание природы.
Путь к чтению
Библиотекарь считает, что каждый сам находит или, напротив, не находит свой путь к чтению. Однозначного и четкого ответа на вопрос о том, как привить детям и взрослым любовь к книгам, у Натальи Михайловны нет. Считает, что в этом случае важен в первую очередь пример семьи. Так она вспоминает девочку – посетительницу библиотеки, которая искала книгу Нодара Думбадзе, впечатлившись рассказами папы.
– К примеру, в повести Эдуарда Веркина «Друг-апрель» подросток в абсолютно нечитающей, маргинальной семье слышит периодически от то ли дяди, то ли друга семьи загадочные слова «Ворон каркнул: «Nevermore!» и потом идет в библиотеку узнать, что они значат. И в то же время есть семьи, где бабушки, дедушки или родители тактично заинтересовывают детей книгами, увлекают чтением.
Литература плюс живопись – почему бы и нет?!
На сегодняшний день о каких-то конкретных рабочих и творческих планах Наталья Григина говорить не готова, ведь очень многое в ее работе происходит спонтанно, наплывами, когда одно мероприятие вдруг перетекает в другое. О том, как это происходит, она рассказывает на примере:
– В стенах нашей библиотеки выставлялись работы художника Данила Тюлюкова, и когда он пришел к нам их забирать, то увидел надпись на доске – SCP Foundation, которая его удивила. Разговорившись с художником, мы с коллегой выяснили, что у Данила есть работы, посвященные фантастической Вселенной SCP, которые он может нам продемонстрировать. Вот так все и получается у нас.
Есть у Натальи Михайловны желание показать ребятам Центра развития творчества детей и юношества, с которым сотрудничает библиотека, видео на большом экране с Ричардом Картрайтом, мастером сухой пастели. Но прежде нужно, чтобы его кто-то перевел на русский язык. Помимо этого, в стенах библиотеки висит аппликация по мотивам картины австралийского художника Гленна Брэди «Мосты Брисбена», об искусстве которого также хотелось бы поведать ребятам. Учитывая, что творчество занимает большую часть жизни Натальи Григиной, ей всегда будет о чём рассказать и чем заинтересовать посетителей библиотеки.
Очень личное
– Иногда я шучу, что работаю в библиотеке, чтобы вернуть таким образом должок, потому что когда-то взяла в библиотеке им. Фадеева книгу Тонино Гуэрры «Птицелов» и не вернула ее. Тонино Гуэрра – чудесный итальянский писатель, я рада, что эта книга до сих пор со мной, – смеётся Наталья Григина.
Ольга ЖУРАВЕЛЬ
Фото Алексея ВОРОНИНА и предоставлены Натальей ГРИГИНОЙ