«Спасатель» на воздушной подушке. Проверяем работу аэролодки «Север 650К» на льду и воде

В новом выпуске «Проверено на себе» мы отправились на испытания уникального транспортного средства – аэролодки «Север 650К». Этот аппарат на воздушной подушке является незаменимым помощником для спасателей в самых труднодоступных местах. Мы на собственном опыте проверили, как «Север» преодолевает водные преграды, оценили его скорость и внутреннее устройство. Подробнее читайте в материале «В».

Декабрь – та самая пора, когда водная гладь покрывается первым, самым коварным льдом. Он кажется прочным, но его обманчивая твердость таит опасность. Несмотря на все предупреждения и категорический запрет выхода на лед, ежегодно находятся те, кто рискует жизнью, отправляясь на зимнюю рыбалку. Чтобы в таких ситуациях помощь приходила вовремя, во Владивостоке работает Городская поисково-спасательная служба (МКУ «ВГПСС»). Ее задача – не только оперативно реагировать на происшествия, но и предотвращать трагедии, патрулируя акваторию.

Для осуществления поисково-спасательных операций в арсенале службы находится специальное судно – аэролодка «Север 650К». Ее главная особенность и преимущество заключаются в наличии мощной воздушной подушки под корпусом. Благодаря этой технологии лодка обретает уникальную проходимость, легко преодолевая не только открытую воду, но также лед и снег, позволяя достигать тех точек, до которых не добраться на обычной лодке или автомобиле.

Технические параметры

Аэролодка впечатляет не только своей проходимостью, но и серьезными транспортными возможностями. При собственных габаритах 7,5 метра в длину, 2,4 метра в ширину и 2,6 метра в высоту она способна поднимать на борт груз массой до полутора тонн. Это позволяет ей не просто добраться до места происшествия, но и эвакуировать сразу несколько человек. Мощность машины раскрывается и в скорости: по воде и льду она способна развивать до 100–120 километров в час.

Внутреннее пространство спроектировано с расчетом на длительные и сложные спасательные рейсы. Салон комфортно вмещает до восьми человек. Экипаж и пассажиры размещаются на удобных раздельных креслах первого ряда, а сзади организовано мягкое П-образное сиденье. Эта продуманная конструкция выполняет еще одну важную функцию: в полностью разложенном виде сиденья трансформируются в полноценное спальное место, где могут отдохнуть 2–3 человека, что особенно ценно во время многочасовых поисковых операций.

Принцип работы «аэровнедорожника»

Когда наша съемочная группа прибыла на место, профилактическое мероприятие по недопущению трагедий на льду уже шло полным ходом. Спасатели патрулировали акваторию на аэролодке.

Уверенно скользя на воздушной подушке, судно двигалось вдоль берега, а через мощный громкоговоритель, раздавались четкие и настойчивые предупреждения о запрете выхода на лед, адресованные рыбакам-любителям. За управление судном отвечал капитан и замначальника поисково-спасательного отряда МКУ «ВГПСС» Леонид Маковецкий.

«Сегодня проводим мероприятие по осмотру акватории, чтобы оценить, насколько толщина льда позволяет или не позволяет выходить на лед. Видим сами, что лед очень тонкий. Выход, а тем более выезд, на лед категорически запрещается. Поэтому мероприятие будем проводить практически ежедневно, для того чтобы не допустить гибели наших людей», – рассказал капитан аэролодки «Север 650К».

Мы побеседовали с капитаном, для того чтобы узнать о возможностях необычного судна. Он объяснил нам, что основная задача аэролодки – это экстренное реагирование там, где бессильна любая другая техника.

«Аэролодка “Север 650К” предназначена для оказания помощи терпящим бедствие на морских акваториях. И в частности, при становлении и сходе льда, для того чтобы предупредить, предостеречь и не допустить гибели на льду. Особенность аэролодки в том, что она может идти как по воде, льдинам, так по торосам (ледяные глыбы, которые образуются при сжатии льдов. – Прим. ред.)», – рассказал Леонид Маковецкий.

Для того чтобы понять, как судно управляется, мы подробно расспросили про его устройство.

«Внутри аэролодка состоит из восьми баллонов. Это так называемые плоты. Существует два вида компрессора. Подкачка происходит автоматически. Для того чтобы во время движения мы ничего не сломали и лодка быстро скользила – снизу оборудована чешуя специального сплава, очень прочная и очень скользкая. Движение производится за счет двигателя мощностью в 430 лошадиных сил», – отметил Леонид Маковецкий.

Управление аэролодкой одновременно простое и необычное. Привычного руля у нее нет. Его роль выполняет воздух. Капитан управляет курсом, изменяя мощность и направление потока воздуха, который создает большой винт, расположенный в задней части.

Еще одной особенностью судна на воздушной подушке является отсутствие тормозов. Торможение происходит за счет того, что сбрасывается газ и уменьшается поток воздуха. Делать это нужно заблаговременно, для того чтобы предотвратить возможное столкновение, поэтому к управлению аэролодкой допускаются только специально обученные люди.

«Важно учитывать специфичность управления. У нас подготовлены люди, которые прошли обучение, сдали экзамены и на сегодняшний день допущены к эксплуатации данной лодки», – рассказал капитан.

Также для оповещения судно оснащено сигналами, сиреной и громкоговорящей связью. Внутри имеется навигация, радар и спутниковая связь.

«Для эксплуатации созданы все условия, чтобы было и нам удобно, и чтобы мы могли предотвратить любую чрезвычайную ситуацию на водной акватории во время ледовой обстановки», – подчеркнул Леонид Маковецкий.

Выход на лед – запрещен

Несмотря на похолодание, прочного льда на водоемах края пока нет, ледостав идет медленно и сопровождается множеством полыней и тонких участков, которые представляют серьезную угрозу для жизни.

Специалисты МинГОЧС Приморья подчеркивают, что говорить о безопасном выходе на лед пока рано, и призывают жителей и гостей Владивостока воздержаться от походов на водные объекты до образования устойчивого ледостава. Морские акватории региона находятся в аналогичном состоянии – прочного льда нет, а выход на замерзшую поверхность моря особенно опасен из-за течений и участков с разной толщиной льда. Лед на реках, озерах и в бухтах Владивостока и пригородов формируется позже обычного, и отсутствие устойчивого ледяного покрова на начало декабря стало нормой последних лет.

Спасатели напоминают, что даже на первый взгляд безопасный участок может скрывать под собой полынью или тонкий лед, незаметный под снегом, а проверять прочность ударами ног категорически нельзя. Для безопасного перемещения по льду необходимо иметь пешню или палку, с помощью которых можно заранее определить опасные места, а также длинную веревку на случай экстренной ситуации.

Опасными считаются участки с торчащей растительностью, у свай, деревьев и вдоль береговой зоны, а темный и водянистый лед особенно подвержен разрушению.

Что делать в экстренной ситуации?

Лучше передвигаться по льду в светлое время суток и возвращаться по проверенному маршруту, не идти одному и держать расстояние 3–4 метра между людьми, выезд на автотранспорте категорически запрещен.

На подледной рыбалке нельзя бурить много лунок на ограниченном пространстве и употреблять спиртные напитки, так как это увеличивает риск переохлаждения и несчастных случаев.

В случае провала под лед необходимо сохранять спокойствие, дышать глубоко и медленно, принять горизонтальное положение по направлению течения, зацепиться за край льда грудью и ногами, после чего осторожно выбраться на безопасный участок. Если рядом есть другие люди, действовать нужно цепочкой, ложась на лед и подползая к пострадавшему, использовать веревки, палки или доски для спасения. Доставив человека на берег, важно быстро снять мокрую одежду, растереть тело и напоить пострадавшего горячим чаем. Спасатели подчеркивают, что знание правил и внимательность к состоянию льда – ключевые меры безопасности для жителей Владивостока и пригородных территорий в зимний период.

Особенно важно воздержаться от выхода на лед до наступления устойчивого ледостава и тщательно следить за детьми, туристами и людьми, которые могут поддаться соблазну отправиться на подледную рыбалку.

Дмитрий ДОРОХОВ

Фото Алексея ВОРОНИНА