Алёна Антоненко, учитель математики школы № 32 г. Владивостока

Сегодня в гостях у газеты «В» Алёна Антоненко, учитель математики школы № 32 г. Владивостока. Возможно, эти имя и фамилия покажутся вам знакомыми, и не просто так! Весной этого года Алёна прославилась на весь город, выиграв в проекте «Сверхновые» грант на реализацию своего проекта – школы программирования для детей «БайтЛэнд» (мы писали об этом подробнее в номере за 14.05.2024 года).

Но ведь невозможно развивать проект в сфере дополнительного образования, если душа не лежит к работе с детьми, так? Вот и к нашей героине это относится. Можно сказать, что Алёна работает в педагогике уже около 10 лет – сначала как вожатая, потом – 2 года учитель в частной школе, а теперь – в муниципальной. И на каждом из этапов ею руководил искренний интерес к делу, полная отдача и внимательность к ребятам.

Почему же государственное учреждение оказалось более привлекательным для молодой учительницы? Почему математика – это профилактика клипового мышления? Давайте разбираться в этих и в других вопросах в нашем большом интервью!

«Тренировалась» быть учителем на друзьях во дворе

 Алёна, приветствую! Расскажите, почему именно педагогика? Что мотивировало вас выбрать эту профессию? 

– Сложно сказать, когда конкретно я влилась в преподавание, поэтому расскажу по порядку.

Еще в детстве я поняла, что мне интересно чему-то учить других людей, делиться своими знаниями и опытом. Уже лет с пяти я «тренировалась» на друзьях во дворе, пыталась что-то им объяснить. Потом я пошла в школу и посмотрела, как труд учителя выглядит в реальности… Мне понравилось. На днях самоуправления я всегда вызывалась провести занятие для других классов, например. Одноклассникам тоже старалась объяснять непонятные темы; учителям стремилась подсказать что-то по электронным дневникам (когда они уже появились, разумеется), помочь с проверкой работ и так далее.

А когда мне было около 14 лет, я попробовала себя в роли вожатой в пришкольном лагере. Работала с детьми начальных классов и все больше убеждалась в том, что мне интересно с малышами. В итоге труд вожатой превратился в мой приятный летний досуг.

Уже ближе к 18 годам я стала помощницей педагога, а в 19 лет в первый раз попробовала по-настоящему быть учителем. В двадцать я полноценно пошла на работу в школу.

То есть, если суммировать все озвученное, вы в профессии уже…

– Если считать все время, что я работаю с детьми, то получается около 10 лет. А если брать в расчет конкретно деятельность учителя, то 6 лет.

– По образованию вы педагог?

– Тут не все просто. Поступая в вуз, я не хотела переезжать из Владивостока; а тогда педагогический университет у нас был в Уссурийске. В дальневосточной столице ничего такого не было, и пришлось выбирать смежную профессию (чтобы и в городе остаться, и потом трудоустроиться в школу). То есть либо психолог, либо социолог – я выбрала второе.

И когда я была на последних курсах, во Владивосток «переехал» педагогический университет из Уссурийска. Я пошла учиться на педагога и, соответственно, получила два образования – социолог и учитель математики. Вот такой большой крюк пришлось сделать, чтобы пойти по пути, о котором мечтала. Хотелось, чтобы все было официально – с дипломом учителя и так далее.

«Очень ждала, когда смогу закончить вуз и выйти на работу»

 У нас гостило очень мало учителей, пришедших в муниципальную школу из частной... Если они были вообще. Можете рассказать подробнее? Что побудило вас перейти в государственное учреждение; чем такой вариант лучше?

– В частных школах я работала во время студенчества. Выбрала такой вариант, потому что график преподавания легче совмещать с собственной учебой. В муниципальных учреждениях математика же каждый день в расписании у ребят, а возможности ежедневно проводить занятия у меня не было. Частная школа позволяет более гибко планировать время – там уроки идут в качестве дополнительного образования. То есть ребята с муниципальной школы, где у них математика проходит каждый день, несколько раз в неделю в удобное для всех нас время посещали частную в качестве факультатива.

Мне сложно сказать, в чем разница между государственной и частной школами. Я никогда не была педагогом на полную ставку в частном учреждении, чтобы можно было в полной мере делать какие-то выводы. Это просто разные сферы.

Однако точно могу сказать, что муниципальная школа мне нравится. Я очень ждала, когда смогу наконец-то закончить вуз и выйти на работу на полный график. В какой-то степени я уже устала от дополнительного образования.

 Алёна, вы очень хорошо разбираетесь в информатике. Ваши проекты развиваются в рамках этого предмета. Но почему тогда вы преподаете математику?

– Информатику не веду, потому что в нашей школе соответствующая вакансия уже занята. Да и в целом математика мне ближе: почти каждая тема что по алгебре, что по геометрии вызывает интерес, а в информатике не совсем так. По крайней мере, для меня.

Гораздо легче учить детей тому, что интересно самому, так ведь? Вот поэтому я и преподаю царицу наук. А еще математика имеет больше взаимосвязей внутри себя, а на информатике это меньше прослеживается – поэтому вести ее как школьный предмет не так интересно.

Нет технарей и гуманитариев

 Избитый вопрос для педагогов вашего предмета: математика – действительно тот предмет, который стоит знать всем?

– Мне кажется, да. Вот говорят, что есть гуманитарии и технари – я считаю такое деление неправильным. Не каждому нужно углубляться в матанализ и сдавать профильный ЕГЭ, но хотя бы на базовом уровне математика нужна всем. Это закладывает у детей умение мыслить логически, представлять абстракции и так далее; например, когда мы решаем какую-то задачу, школьникам надо научиться представлять, о чем она. То есть уметь нарисовать, делать правильные краткие записи, выделять причинно-следственные связи, делать выводы, строить длинные логические цепочки. Последнее, кстати, особенно важно в современном мире клипового мышления, когда фокус внимания длится до 30 секунд. Чтобы решить какую-то задачу, придется пошевелить мозгами – математика этому учит. Будет правильнее рассматривать предмет как что-то большее, нежели просто формулы и операции с числами.

А как вам удается вести уроки так, чтобы все ребята (или большинство) действительно поняли тему?

– Мне кажется, у меня это получается – объяснять сложные вещи простым языком. Приятно, когда вы сидите с ребенком, ты ему что-то объясняешь и в какой-то момент он удивленно говорит: «О! Вот теперь-то я понял!».

Математика, на самом деле, не трудный предмет. Его больше боятся, вот он и кажется неподъемным, недоступным. А на самом деле это, наверное, самая легкая дисциплина, потому что там есть только два варианта: решение либо правильное, либо нет. Третьего не дано.

Есть определенные законы, по которым работают все числа. То есть чего-то необычного, сверхъестественного и неизвестно откуда взявшегося не произойдет. Мы учим все законы, действуем строго по ним – получаем логичный ответ. Помогает на занятиях визуализация: то есть мы стараемся максимально разложить задачу на части, вчитываться в текст. Правильно прочесть задачу – это уже половина успеха. И конечно, стараемся строить логические цепочки, чтобы понимать, как вытекает одно правило из другого.

Я не люблю обучать детей алгоритмам решения. Когда ты сказал «смотрите, вот так – правильно, вот шаблон», а они запомнили и действуют по аналогии. Я стараюсь делать так, чтобы они сами могли прийти к выводу – если ребята поймут, как работает то или иное правило, они его запомнят. А в ином случае… скорее всего, через несколько лет забудут.

«Дети видят, что я стараюсь, и стараются в ответ»

Вы ведете уроки для ребят помладше или постарше? Как у вас складываются взаимоотношения? Они открытые, любознательные или больше «бунтующие подростки»? 

– Сейчас у меня ребята помладше, пятиклассники. У меня на уроках есть определенные правила, которые помогают создать комфортную атмосферу. Дети разные – кто-то непоседлив, а кто-то усидчив и любознателен. Пытливые дети могут решить больше заданий, справляются быстрее, поэтому им я даю задачки посложнее; а тем, кто затрудняется, нахожу примеры немного попроще. Также я организовываю для всех детей бесплатные консультации после уроков – если кто-то что-то не понял, он может подойти и спросить.

Еще я по возможности записываю для учеников видеоуроки, потом отправляю их онлайн. Если кого-то из детей не было на занятиях, то для него такой формат становится особенно полезен – можно не бояться, что была пропущена важная тема. Также видео можно пересмотреть перед контрольными. Дети видят, что у них есть удобная возможность, понимают, что я стараюсь для них, и начинают стараться в ответ.

Я думаю, что в работе с детьми важно уметь выдерживать баланс. Чтобы дети к тебе тянулись, но при этом не переходили определенную черту; чтобы ребенок мог уважать педагога, но при этом не боялся его. Это какое-то очень неуловимое, но весьма важное равновесие, когда ты можешь быть и добрым, но при этом и оставаться лидером. И вот тогда уроки будут проходить эффективно и спокойно.

 Как ваш опыт участия в конкурсах помогает в работе с детьми?

– В свое время я участвовала во многих конкурсах. Сейчас стараюсь делиться своим опытом в школе. У нас есть уроки проектной деятельности, где я помогаю ребятам упаковывать свои идеи и выходить с ними на конкурсы. У нас, например, был проект по помощи бездомным домашним животным; мы пробовали выходить на грант, но не выиграли его – думаю, все еще впереди.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА