Наша газета недаром имеет подзаголовок: «Человек в каждой букве». Даже когда мы рассказываем о старинных зданиях, мы явно и неявно вспоминаем тех, кто вдохновенно создавал проект, руками кого эти здания строились и кто продолжает творить историю в их стенах. Наша статья ‘Юбилей клуба железнодорожников’, опубликованная в номере за 29 октября, имела неожиданное продолжение: человек, вкладывавший всю душу в восстановление, возрождение и процветание ДКЖ в течение последних 18 лет, попросил слова на страницах нашей газеты, чтобы поблагодарить за ту статью.
(Полную версию той статьи можно прочитать, перейдя по ссылке)
«Вы сотворили сенсацию!» — сказала директор ДКЖ Марина Ивановна Яцук тогда.
Мы напомним, что в той статье наряду с рассказом об истории Железнодорожной слободки во Владивостоке была высказана, с нашей точки зрения, безальтернативная версия, что ДКЖ является единственным в мире зданием, которое формой, при виде сверху, повторяет очертания рукоятки управления мощностью в паровозах и электровозах, и тем символизирует железные дороги страны. А ведь долгие годы считалось, что здание в плане напоминает самолёт.
Выход той статьи совпал с 90-летием ДКЖ и после посещения прекрасного концерта творческих коллективов Дворца, приуроченного к знаменательной дате, было нельзя не посвятить несколько восторженных слов тому действу, что разворачивалось на сцене.
Как оказалось, тот юбилейный концерт для Марины Ивановны как директора ДКЖ стал последним – она решила принять на себя новый вызов, а потому покидает и Дворец, и Владивосток, и Дальний восток вообще.
Марина Ивановна, заслуженный работник культуры Российской федерации, награждена медалями Администрации Владивостока «За вклад в развитие города» и «За безупречный труд». И мы рады случаю рассказать о творческом пути такого человека, услышав всё, как говорится, из первых уст.
Когда я готовился к интервью, я, как водится, набросал этакий «склерозник», список вопросов, к ответам на которые хотелось бы направить речь собеседника. Удивительным образом он не понадобился: Марина Ивановна умудрилась ответить почти на все мои вопросы, просто щедро рассказывая о своей жизни.
Как это часто бывало, на Дальний Восток Марина Ивановна приехала вместе с мужем-военным. Военные подчиняются приказам, и командование предложило молодой семье непростой выбор: Чукотка или посёлок Ванино на берегу Татарского пролива.
— А я ведь тогда была рафинированная девушка от рояля. Всегда играла на рояле, с 5 лет, пела романсы. У этой девушки был свой особый мир.
Марина Ивановна выбрала Ванино, потому что посёлок находился на одной широте с Одессой, а тогда она заканчивала Одесскую консерваторию по классу фортепиано. Ей лишь оставался последний, государственный экзамен, по сути – сольный концерт перед экзаменационной комиссией. Можно было остаться, сдать экзамен и приехать потом, но всё-таки молодая жена с семимесячной дочерью поехала на край света вслед за мужем.
— Мы ведь одноклассники с ним. С пятого класса мы всегда вместе, понимаете? Всегда!
Первые сутки по приезде в Ванино были насыщены до предела. Почти непоправимо были испорчены дорогущие туфли на высоченных каблуках, в которых нарядная одесситка прибыла к Тихому океану. Когда ей показали печку, которую нужно топить дровами, она едва не расплакалась – ведь нужно было беречь руки для предстоящего государственного экзамена. А вечером мужа неожиданно отправили в командировку на один день в Комсомольск-на-Амуре. Совсем рядом по дальневосточным меркам, всего-то 500 километров по автодороге. Но муж не вернулся ни через день, ни через неделю. Потому что именно в тот день в 1983 году на Дальнем Востоке разразился страшный тайфун, когда смыло пол-Сахалина, на континенте размыло все дороги, в Ванино селевые потоки снесли порт, и связи не было нигде. Юной офицерской жене помогали пережить бедствие соседи. Все, хором. Кто-то принёс сапоги, кто-то – плащ.
— Вот так я познакомилась с Дальним Востоком. Муж вернулся на самолёте только через две недели и купил тогда для меня первые в моей жизни французские духи.
А потом от районного руководства прибыл представитель.
— Говорят: нам стало известно, что в Ванино прибыл редчайший специалист, и если бы не было мужа-военного, вы вряд ли бы здесь появились.
Марине Ивановне сразу же дали работу в музыкальной школе и попросили давать концерты для рабочих и военных.
— В первые дни запомнился мой первый концерт. Мне сказали, что придёт бригада докеров-грузчиков, награждённая орденами Ленина (высшая награда в СССР). Я говорю: «У меня классический репертуар». «Вот и хорошо!» Я вышла. Сидят мужчины, вот уж точно – мужчины! Я поклонилась, представилась, сказала, что познакомлю с классикой. И пока я играла, они сидели все тихо. Тихо все сидели. И когда я закончила, стала кланяться… Ну, вот именно эти овации мне в жизни запомнились. У меня даже сейчас слезы… Грузчики, мужики в порту, портовики, они так хлопали… — голос Марины Ивановны срывается, она быстро берёт себя в руки, продолжает рассказ, но глаза её ещё долго отчаянно блестят: — Они меня вынесли на руках. Тогда в Ванино не было цветов, не выращивали, не привозили. Так они срезали с горшков цветы и сделали мне букет…
А потом – работа учителем, затем – завучем, потом – директором музыкальной школы в 25 лет. А через три года Марина Ивановна стала начальником управления культуры Ванинского района.
Она основала Ванинский музей, открыла местную картинную галерею, организовывала творческие встречи, на которых не оставалось свободных мест, устраивала ежегодные офицерские балы. Марина Ивановна с певцами и музыкантами ездила по дальним сёлам на товарных поездах.
— Машинист мне говорит: «Марина Ивановна, как только почувствуете, что поезд замедлился, не ждите, когда остановлюсь, прямо всё сбрасывайте и все выпрыгивайте. Вы выпрыгнете, я сразу увеличу скорость, и мы поехали». Вот мы и прыгали. Ночь, зима, рельсы. Звёзды близко, близко. Сидим и ждём, когда нас найдут, и думаем, что сейчас медведь придёт. А в сёлах всё уже приготовлено, и нужно было обязательно в каждом доме поночевать. Знаете, такие сёла обалденные, маленькие… Японцы говорят: «Мы – технари, а у вас в какой медвежий угол не заедешь, на роялях и на скрипках играют. И мы всегда этому удивляемся».
Весь район съезжался на конкурсы самодеятельности в Ванино, а конкурсы проводились два-три дня. В Ванино стали приезжать знаменитые на весь Союз музыканты и певцы. И поистине венцом деятельности Марины Ивановны на том посту стала организация выставки подлинников Николая Рериха – 62 картины.
Чтобы выпросить военный самолёт для перевозки бесценного груза, Марина Ивановна надела длинное платье, туфли на каблуках и, приехав на авиабазу, решительно открыла дверь кабинета, в котором проводили разбор полётов:
— Пауза невозможная. Но я-то красивая, — Марина Ивановна кокетливо улыбается. — «Здравствуйте!» «Здравствуйте… Мадам, а вы кто?..» «Я – министр культуры Ванинского района!» «Да? Хорошо. Будьте любезны, сейчас к вам выйдет мой адъютант». Я была очень решительная. Я и до сих пор решительная. Знаете, почему? Потому что это касается моего дела и моей работы!
Военные лётчики, разумеется, помогли, окружив заботой и картины, и «министра культуры». Полотна прибыли в Ванино, и выставка продолжалась месяц. Подлинниками Рериха любовался весь Ванинский район от мала до велика.
– Ну и покатилась моя жизнь в Ванино. Когда мне сейчас говорят: «Ты променяла Одессу на 20 лет в Ванино…» Мне и родители говорили: «Слушай, а ты добровольно в ссылку поехала, куда раньше людей ссылали». А я говорю, что не жалею ни одной минуты! У людей, живущих в Москве, так не складывается красиво и счастливо жизнь, как у меня в Ванино! Я научилась хорошо работать на севере. Там не было лентяев и лодырей. Там не было завистников. Люди поддерживали друг друга. Ты попал в эту обойму, люди почувствовали, что ты нужный, и ты почувствовал: я – нужен.
Потом был Хабаровск, и Марина Ивановна снова возглавила управление культуры. В 2013 году Хабаровск отмечал 145-летие, и требовалось сделать что-то новое.
— Мне говорят: «Это потребует дополнительных денег». Я говорю: «Во-первых, это новаторство. Но ведь и не новаторство тоже требует денег. С нарисованным задником я юбилей города проводить не буду!» Молча беру сценарий и говорю: «У вас ещё есть месяц подготовить другой сценарий, без моего участия», – и ухожу из кабинета. Начальник меня догоняет и говорит: «Я просто хотела убедиться в вашей уверенности в том, что вы сделаете».
И тогда в Хабаровске впервые установили большой экран вместо нарисованного задника и провели яркое праздничное шествие. По всему городу собрали звуковую аппаратуру и даже привезли из Владивостока для озвучивания этого шествия и праздничного концерта на большой площади имени Ленина. На следующий год открыли музей Хабаровска. Организовали мощный Фестиваль духовной музыки. А праздничное шествие в День города с тех пор проводилось ежегодно. До позапрошлого, 2023 года.
— Я на должности была не потому, что мне должности хотелось, а потому что на этой должности у меня были возможности и масштаб.
А в 2006 году Марина Ивановна уже во Владивостоке, исполняя обязанности директора Музея имени Арсеньева, организовывает Ночь музеев, приняв эстафету от французов.
— Я собрала музей и говорю: «Мы проводим акцию». И начинаю с ними мечтать. И начинаю раскручивать. Господи! Какие были творческие люди в музее! Обалденные! Мы придумали эту акцию. В ту Ночь в музей пришло шесть тысяч человек! В каждом зале что-то творилось. Сценарии, спектакли. Ну, у меня же денег не было. Мы объявили по городу: «Кто хочет участвовать в Ночи музеев, приходите!» Пришла молодёжь, которая не может пробиться, у них денег на это нет. Я им дала возможность проявить себя. На следующий год пришло семь тысяч зрителей, на третий год – девять тысяч! Нас поддерживают в городе семнадцать музеев. Из маленьких городков Приморья на нас зарабатывают турфирмы. Они заказывают автобусы и возят людей, чтобы они посмотрели Ночь музеев. И Ночь музеев проводится до сих пор. Может, не так активно, не так шумно, но она проводится! Это же здорово, это так интересно! Люди ночью приходят в музей, тут что-то происходит, там – шоу, концерт. А они в это время документы на стенах читают исторические.
А в 2007 году Марину Ивановну позвали в ДКЖ. В то время Клуб и выглядел непрезентабельно, и работал не лучшим образом, и в руководстве Дальневосточной железной дороги не знали, что делать со зданием – закрывать, продавать?
— Мне звонят из Хабаровска. Говорят: «Можете ли вы что-нибудь сделать из этого клуба?» И меня такой взял азарт! «Могу!» Мне говорят: «Вы как-то сразу ответили, вроде как несерьёзно». Я говорю: «Как вы спросили, так я и ответила!» Теперь мы – ведущее учреждение культуры РЖД! У нас очень высокий имидж. К нам высокая степень доверия в РЖД. А высокая степень доверия – это когда тебе поручают что-то важное. Мероприятие, церемонию. И знаете, как говорят? «Владивосток – делает!»
В 2009 году Владивостокский ДКЖ впервые представил свои коллективы на фестивале «РЖД зажигает звёзды», а в 2011 получил кубок президента РЖД. Через год ДКЖ повторил успех.
— Мне говорят: «Марина, что ты суетишься? Ты уже всё получила». Я говорю: «Мои – лучшие!» Начальнику моему в Хабаровск звонят: «Ты где нанял эти коллективы, сколько они стоят?» «Я никого не нанимал, – говорит. – Это коллективы Владивостокского дворца». В тринадцатом году мы полетели третий раз и завоевали третий кубок! Ну, тут уж совсем скандал! На четырнадцатый год нас не пригласили, фестиваль провели без нас и закрыли его. Спасибо нашей Железной дороге, они поверили, понимаете, они поверили, они дали деньги три раза подряд, а это не шутка – дать творческим коллективам, 50 человек, три раза подряд деньги, чтобы они слетали в Москву! Когда участвовали в конкурсе «Территория культуры ООО РЖД», мы заняли второе место по стране! Ни в одном дворце.
культуры нет такого количества творческих объединений, как у нас! Их 36! Причём таких разных! Если бы помещения позволяли, их было бы ещё больше! Люди занимаются допоздна. Есть ещё творческие коллективы, которые в ночь приходят! Я к чему это говорю? Таланты есть на Дальнем Востоке! Их много! Мы далеко от Москвы, нелегко доказывать свой уровень, но мы это умеем делать.
Марина Ивановна оглядывает своды своего кабинета:
— Я так счастлива, что вот этот клуб, он заново возродился!
— Дворец, — с улыбкой поправляю я.
— Да, да! Дворец! — горячо подхватывает Марина Ивановна. — Я благодарна своим руководителям, что развивалась как директор, развивалась как творческая единица, что меня поддерживали, что они видели мой результат и верили в меня. Моей целью всегда было заниматься творчеством, идти вперёд, чтобы людям было приятно и хорошо. Творчество – оно вдохновляет человека. Пусть он другой профессии, но, послушав музыку, сходив на концерт, поучаствовав в чём-то, он уходит вдохновлённым, перерождённым, и это дальше помогает ему в его профессии находить ходы радостные, творческие, положительные.
В моём вопроснике один из последних вопросов обозначается одним словом: «Наследие», и Марина Ивановна словно читает мои мысли:
— Здесь, когда проходит любой детский праздник, в нём заложена идея! Наверное, мы единственные, у которых такое мощное патриотическое воспитание. Я горжусь этим! Ведь я офицерская жена! Дед у меня до Берлина дошёл, на Рейхстаге расписался. Мы работаем как театр, у нас сценарий. Ведь мы проводим больше трёхсот мероприятий в год! И то, что этот дворец сохраняется – это колоссально! Я, конечно, очень горжусь тем, что несколько лет назад удалось отремонтировать фасад. Это ведь архитектурный конструктивизм, этих зданий почти не осталось! И очень многие туристические фирмы, которые возят туристов по городу, они теперь возят их и сюда, потому что здание – интересное.
Я улыбаюсь. В вопроснике у меня: «Как относитесь к версии, что ДКЖ не самолёт?», и я чувствую, что моя собеседница уже сама готовится отвечать на не заданный мной вопрос.
— И вот, 90 лет сохранялось здание, и вы вдохновились сделать своё открытие, высказать удивительную точку зрения на архитектуру нашего Дворца. Вы не представляете, как я вам благодарна за то, что вы написали, за то, что вы сделали своё удивительное исследование! И у нас теперь как бы к двум версиям присоединилась третья, и она такая интересная, и связана именно с железной дорогой, с историей, с паровозом, да? Вы знаете, статью многие прочли, мы её репродуцируем везде, и очень интересно, люди читают, спорят, высказываются.


— Марина Ивановна, а если заинтересовать руководство РЖД тем, что это единственное здание в мире, которое символизирует железные дороги, провести здесь какой-то гала-концерт, пресс-конференцию, создать проект и привлечь финансирование под дальнейшее развитие Дворца? Ведь тогда будет гарантировано вечное будущее этого здания!
— Знаете, я сейчас приглашена вместе с другими представителями предприятий Дальневосточной железной дороги к начальнику Дороги Евгению Владимировичу Вейде на церемонию признания заслуг, и там в своей речи я расскажу об архитектуре нашего здания. В Одессе говорят: «Это что-то особенного». Вот наш дворец – это «что-то особенного». А ещё я хочу пригласить нашего корреспондента железнодорожной газеты «Гудок», поговорить о вашей статье и о вашем открытии и запустить новость там.
Марина Ивановна смущённо заглядывает в глаза:
— Извините, много вам наговорила? Я, наверное, очень давно так не разговаривала. Это не потому, что я хочу про себя рассказать, а скорее о том, как складывается иногда судьба человека. Есть люди, которым выпало счастье познать настоящую любовь к человеку, к своему избраннику. И есть люди, которым выпало счастье испытать любовь к своему делу, которое ты делаешь. Я счастлива дважды. Я поэтому люблю эту жизнь, которой я живу. Я хочу жить дальше, мне так интересно! Мне повезло с замечательными людьми. Я выросла среди прекрасных учителей. И всегда свои изобретения делала в культуре. Моя судьба, как советского человека, сложилась прекрасно. И когда я преодолевала трудности, это было прямо моей победой и счастьем для меня.
— В чём же секрет вашего преодоления трудностей?
— Первое: профессионализм. Ты должен знать то, о чём споришь, что ты доказываешь, ты должен вопрос знать в совершенстве. Ты никогда не докажешь, если тебя не признают профессионалом в своём деле. Никогда! Второе: должна быть полная убеждённость в том, что ты делаешь. Когда ты пошёл на амбразуру, ты должен быть уверен в себе. Третье: решительность, вера в себя. Если у человека что-то предстоит важное, он обязательно должен волноваться творчески. Вот это вот волнение, вот эти хорошие эмоции – они помогают. Четвёртое: твоё решение задачи должно быть убедительным. Или ты, или никто! И пятое: любовь к тому делу, которое ты делаешь. Как без этого? Я всегда своим людям говорю: «Есть такое слово – миссия. Если человек её осознаёт и рад своей миссии, тогда открываются колоссальные возможности, и ты ищешь, как сделать и что сделать».
— Как у вас складывались отношения с администрацией Владивостока?
— О! Мы очень хорошо вписались в наш город! И на протяжении моей работы, и до меня Дворец культуры всегда пользовался поддержкой городской Администрации. Всегда! Ведь мы всё время в одной упряжке! Мы нужны им, а они нужны нам. Знаете, сколько совместных мероприятий огромных мы с Администрацией проводим вместе! Патриотические дела сумасшедшие! У нас великолепная поддержка в работе! И когда наступают какие-то определённые вехи, Администрация всегда награждает и меня, и работников клуба. И награждает очень серьёзно! На наши мероприятия ходят до ста тысяч зрителей в год, и постоянно две тысячи человек ходят в кружки. И самые значимые городские и краевые фестивали – все проходят на нашей базе. Ну и получается у нас и творческое, и рабочее содружество. Хочу пожелать Владивостокцам развивать свой город не только в части большого бизнеса, не только в части красивых улиц и парков, но развивать этот город так, чтобы он был максимально удобным для проживания людей. А Владивосток мне нравится больше любого российского города. Во Владивостоке, знаете, как одесситы говорят, есть ци́мус, это слово такое одесское – цимус. Его трудно перевести, но если попроще говорить, свой дух, понимаете, свой аромат, но ещё тоньше. Здесь очень свободные духом люди. Здесь люди очень готовые к творчеству, к поиску нового, быстро думают, быстро решают, быстро принимают решения. Это очень отличает этот город. А ведь мы за пять лет или за семь по всем городам России проехались, по самым крупным, по самым ярким. И вы знаете, вот я живу в этом городе 21 год и никогда ни в какой другой город меня так не тянуло! Вот мне говорят: «Ты на Чёрном море будешь скучать». Я отвечаю: «Ну конечно, я буду скучать, понятно, но…» Вот смотрите: родной Ульяновск, Казанская консерватория, Одесская консерватория, Ванино, Хабаровск, Владивосток. В каждом из этих городов была интересная, насыщенная жизнь. И я думаю, именно потому, что в каждом регионе мне удалось сделать что-то интересное как работнику культуры, поэтому сегодня такой итог: заслуженный работник культуры Российской Федерации.
— Итог будет тогда, когда вы напишете книгу. А вы напишете книгу! — парирую я.
Мы расстаёмся хорошими друзьями. И очень жаль, что знакомство с этой неординарной, интересной женщиной состоялось накануне её отъезда.
— Теперь буду пенсионеркой-железнодорожницей, и у меня раз в год будет бесплатный проезд на поезде. И я буду ездить. Может, и до Дальнего Востока доеду… — лукаво улыбается Марина Ивановна
Константин Смирнов-Владчанин
Фото автора и из открытых источников.
